Основатели BestDoctor — Forbes: «Мы разобрали компанию до гаек и собрали заново»
В начале октября медицинский сервис BestDoctor привлек 1 млрд рублей от компании «Интеррос» миллиардера Владимира Потанина — на развитие линейки страховых сервисов под брендом BestInsure. Еще в прошлом году сервис планировал выход на b2c-рынок и экспансию за рубеж, но отказался от этих планов из-за последствий «спецоперации» и необходимости оптимизировать расходы. В интервью Forbes основатели BestDoctor Марк Саневич и Михаил Беляндинов рассказали о том, как на компанию повлияли февральские события, почему она рассталась с 250 сотрудниками, как изменила стратегию и в чем состоят детали ее сделки с «Интерросом».
Выпускники факультета фундаментальной медицины МГУ Марк Саневич и Михаил Беляндинов запустили медицинскую компанию BestDoctor в 2015 году. Ее основной продукт — технологическое медицинское страхование для сотрудников компаний. В приложении они могут записаться к врачу, выбрать клинику и получить онлайн-консультацию штатного врача BestDoctor в режиме реального времени.
Первым инвестором стартапа стал фонд AddVenture, который в 2017 году вложил 32 млн рублей. В 2018-м BestDoctor закрыл еще один раунд — на $3 млн от группы инвесторов во главе с международным венчурным фондом Target Global и тем же AddVenture. В 2020 году Саневич и Беляндинов стали победителями рейтинга 30 самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes в категории «Предприниматели».
Более крупные инвестиции — $26 млн — компания получила в 2021 году. Тогда, помимо прежних инвесторов, в нее вложились международный фонд Winter Capital Partners (крупнейшим инвестором является «Интеррос» Владимира Потанина), шведский фонд VNV Global и австрийская страховая компания Uniqa, входящая в международную группу Raiffeisen Bank International. BestDoctor планировал до конца 2021 года выйти на b2c-рынок, расширить линейку ДМС-продуктов для b2b-рынка, а в ближайшие два года — выйти на европейский рынок.
В феврале 2022 года, следуя этим планам, BestDoctor приобрел страховую компанию «Резерв». Основным предметом сделки BestDoctor и «Альянс-Консалтинга» стала страховая лицензия, которая была у «Резерва». Она позволяла BestDoctor продавать услуги ДМС не только через партнеров в лице страховых компаний, но и самостоятельно.
Из-за последствий «спецоперации»* компании пришлось изменить стратегию: она на время отказалась от выхода на b2c-рынок и международной экспансии и пустила все силы в оптимизацию. В интервью Forbes Саневич и Беляндинов рассказывают, как «собирали компанию заново», чего при этом пришлось лишиться и на что они намерены направить новые инвестиции.
О сделке с «Интерросом»
— В октябре 2022 года BestDoctor закрыл инвестиционный раунд на 1 млрд рублей, в котором участвовала компания «Интеррос» миллиардера Владимира Потанина. Расскажите о хронологии заключения этой сделки.
Марк: Мы находились в состоянии привлечения раунда на дальнейшее масштабирование с начала 2022 года. Вели переговоры с зарубежными и крупными российскими фондами. Но после 24 февраля нам стало очевидно, что инвесторы перейдут в режим сохранения [денег] в моменте, и привлечь финансирование нам будет сложно. С мая месяца переговоры с фондами встали на паузу. Мы занимались операционкой, оптимизацией наших внутренних процессов. В итоге раунд переформатировался: состав инвесторов с начала года поменялся.
— Когда среди участников переговоров появился «Интеррос»?
Марк: Наверное, с лета. Сначала мы общались [с «Интерросом»] вообще не на тему инвестиций, а по поводу партнерства и сотрудничества с банковскими активами: страхования сотрудников и продажи наших [страховых] продуктов через банковские каналы.
Михаил: Важно понимать, что в тот момент у «Интерроса» появились финансовые активы в виде Росбанка и банка «Тинькофф» (в апреле 2022 года холдинг «Интеррос» объявил о приобретении Росбанка, а также 35% в TCS Group, материнской компании банка «Тинькофф». — Forbes). Они начали смотреть технологичных игроков на финансовых и страховых рынках. И мы тоже искали кого-то, кто сможет не просто дать нам денег, но и иметь с нами возможности для коллаборации. Поэтому первично мы сошлись на сотрудничестве, а потом переговоры перешли в статус инвестиционных.
— Из новостей о сделке не было понятно до конца, был ли «Интеррос» лид-инвестором этого раунда, и кто — другие участники сделки. Проясните эти два момента.
Марк: 1 млрд рублей — это сумма, привлеченная от нескольких инвесторов. Среди них есть внешние, которых не было [прежде в составе акционеров], и внутренние, [которые инвестировали в BestDoctor ранее]. Но большую часть суммы дал «Интеррос».
— Были ли среди внутренних инвесторов, которые приняли участие в этом раунде, ваши европейские акционеры?
Марк: Европейские акционеры хотели участвовать, но не смогли в связи с текущей ситуацией. В этом раунде участвовали только российские инвесторы.
— В пресс-релизе по случаю этой сделки отмечалось, что она предусматривает приобретение «Интерросом» неконтролирующего пакета акций BestDoctor. Собеседник РБК говорил, что эта доля может составить 20%. Можете прокомментировать эту цифру?
Марк: Конкретные детали мы раскрывать не можем. Но цифра [в 20%] близка к действительности.
— По итогам раунда 2021 года оценка BestDoctor составила $90 млн. Во сколько компанию оценили в этот раз и довольны ли вы этой оценкой?
Марк: Условия сделки для нашего рынка прекрасные. Я не могу назвать точную оценку, но могу сказать, что стоимость компании post-money (по итогам раунда. — Forbes) сейчас больше, чем на предыдущем раунде.
Михаил: С февраля мы очень сильно перестроили компанию и смогли в новых реалиях найти новую стратегию, с которой уже делаем хорошие первые шаги. Компания не нуждалась в моменте в финансировании, плюс, был понятный потенциал для роста. У «Интерроса» был понятный запрос. Поэтому, естественно, здесь нет речи о маленькой оценке. Нельзя сказать, что изменения рыночной конъюнктуры с конца февраля совсем не повлияли [на условия сделки]. Они повлияли, но несильно — прошло уже больше полугода, и мы успели под это все подстроиться.
Об оптимизации расходов из-за последствий «спецоперации»
— Давайте мысленно вернемся в конец февраля и обозначим, своего рода, точку отсчета. В каком состоянии BestDoctor был в начале 2022 года: сколько составляла месячная выручка, сколько у вас было компаний-клиентов, пациентов?
Марк: Если смотреть показатели выручки (объем страховых премий, которая получает компания. — Forbes), то мы получали порядка 170–180 млн рублей в месяц. В людях у BestDoctor было более 100 000 застрахованных пациентов, в клиентах-юрлицах — около 300 с учетом холдингов.
Михаил: На тот момент компания была в хорошем состоянии: мы только-только закрыли сделку по покупке собственно страховой компании