Плюсы и минусы непрерывного образования
Что делать родителям, если учеба у выросшего ребенка становится единственным наполнением жизни, — разбирается психолог Катерина Мурашова
Я слышала от знакомых и читала, в том числе и у вас, что дети сейчас не хотят учиться, рано теряют мотивацию к учебе, уже с первого класса или еще раньше. Причины этого подробно описываются: современных детей слишком интенсивно развивают, слишком рано начинают это делать, их всячески развлекают, буквально запихивают в них всякие навыки и знания. Дети еще не выразили какого-то отчетливого интереса, а родители уже бегут его сами исполнять или записывают ребенка в очередной кружок. В результате дети очень рано отвыкают прилагать самостоятельные усилия, отвыкают исследовать мир самостоятельно, преодолевая какие-то препятствия, в том числе и скуку, и привыкают к фонтану интересного, яркого, непременно в «развлекательной форме», который всегда бьет рядом с ними. Они рано теряют ко всему интерес, и через некоторое время увлечь их чем-нибудь, кроме телефона (который как раз и представляет собой такой неиссякаемый развлекательный фонтанчик), уже практически невозможно. К тому же традиционная школа в связи с возникновением интернета очевидно находится в кризисе и поиске новых форм, об этом тоже все говорят. Очная классно-урочная система в чем-то, наверное, устарела, дети это тоже чувствуют, Гугл выдает информацию быстрее и полнее учителя, и это все дополнительно усложняет. Да и родители далеко не всегда поддерживают авторитет учителей, предъявляя школе требования, которым она в сложившихся условиях просто не может соответствовать…
Я слушала женщину с редким именем Алисия с искренним интересом и некоторым недоумением. Она весьма последовательно и, главное, целостно излагала мне проблему, ее истоки, умело намечала возможности коррекции и пути решения. Все это было просто прекрасно, и я была искренне рада услышать о возможности такого уровня понимания реальности у современных родителей, но оставалось непонятным одно: при таком высоком и комплексном уровне осознания зачем она ко мне пришла? Что я смогу добавить к ее емким формулировкам?
Оставалось предположить, что Алисия пришла просто для того, чтобы протестировать свое понимание у человека, которого по тем или иным причинам считает экспертом: «Правильно ли я все это понимаю?»
И я уже была готова заверить ее, что да-да-да, действительно, такая проблема сейчас часто встречается в моей практике, в обсуждениях профессионального психологического сообщества и просто в обычной жизни, истоки ее с большой долей вероятности именно таковы, и на основе такого блестящего понимания вы, разумеется, сумеете скорректировать все это в отношении своего ребенка, и при необходимости я вам безусловно в этом помогу…
Но тут Алисия сказала:
— Но у меня-то все наоборот!
И я тихонечко закрыла рот и приготовилась слушать дальше.
— У нас с мужем двое взрослых детей. Старшему сыну 28 лет, дочери недавно исполнилось 18. Они учатся.
«Но это же хорошо!» — хотела было воскликнуть я, но тут сообразила, что мужчине в 28 лет вроде бы уже положено работать.
— И…?
— Мы с мужем находимся в некотором недоумении и хотели бы с кем-нибудь посоветоваться. Он тоже хотел сегодня прийти, но, к сожалению, не сумел вырваться по работе. Он — руководитель предприятия, я научный сотрудник, нашему браку тридцать один год, мы вместе учились в институте, у нас любимые и желанные дети.
— И…? — повторила я.
— Мы никогда не транслировали нашим детям, что учиться — это легко, весело и всегда интересно. Всегда отвечали на вопросы, но не бежали впереди паровоза. Сын фактически сам научился играть в шахматы, наблюдая, как отец играет с дядей, и только потом мы отдали его в шахматный клуб. Дочка год тренировалась с соседской девочкой, почти села на шпагат, и только потом я поговорила с родителями девочки, узнала адрес секции и отвела дочку на гимнастику. Она бросила заниматься через два года, а соседка сейчас, кстати, кандидат в мастера спорта и поступила в институт имени Лесгафта.