Колониальный долг
Индия требует от Великобритании вернуть сокровища
С момента обретения Индией независимости 75 лет тому назад государственные и религиозные деятели этой страны неоднократно призывали Великобританию вернуть сокровища индийской культуры, вывезенные в период британского колониального владычества. По некоторым оценкам, общая стоимость украденного составляет $45 трлн. Список требований велик, список возвращенного краток, да и появился недавно.
Алмаз бога в королевской короне
В сентябре 2022 года индийская религиозная организация «Шри Джаганнатх Сена» призвала президента страны Драупади Мурму содействовать скорейшему возвращению в Индию бриллианта «Кохинур» («Гора света»), который сейчас встроен в корону британских монархов. В заявлении организации говорилось: «Бриллиант „Кохинур“ принадлежит индуистскому богу Шри Джаганнатхе Бхагбану и должен вернуться в его храм в штате Одиша».
Бриллиант «Кохинур» весом 105,6 карата (21,12 г) имеет длинную, местами запутанную и туманную историю. Неизвестны ни первоначальный вес камня, ни даже век, когда он был найден (вероятнее всего, это произошло не раньше XII столетия, не позже начала XIV). «Кохинур» сменил множество владельцев. В империи Великих Моголов он сначала украшал тюрбаны правителей, потом — их Павлиний трон, считавшийся самым дорогим троном в мире. В XVIII веке камень попал в Персию, затем в Дурранийскую империю (она занимала территорию современных Афганистана, Пакистана и части территорий Ирана и Индии). В 1813 году хозяином камня стал основатель Сикхского государства махараджа Ранджит Сингх, забравший его у свергнутого правителя Дурранийской империи Шуджа-Шаха Дуррани. После смерти Ранджита Сингха в 1839 году камень должен был быть передан в храм Джаганнатхи в Пури (тот самый храм, куда его призывают возвратить сейчас). Но вместо этого бриллиант стал переходить от одного махараджи к другому, быстро сменявшим друг друга в результате дворцовых переворотов. В 1843 году его стал носить провозглашенный пятым (и, как впоследствии выяснится, последним) махараджей Сикхского государства пятилетний Далип Сингх.
В 1849 году Вторая англо-сикхская война закончилась поражением сикхов. Согласно договору, подписанному в Лахоре между десятилетним Далипом Сингхом и представителями британской Ост-Индской компании от имени генерал-губернатора Индии, махараджа отрекался от престола за себя и за своих наследников. Согласно третьему пункту договора, «драгоценный камень, называемый „Кохинур“, который был взят у Шуджа-Шаха Дуррани махараджей Ранджитом Сингхом, должен быть сдан (surrendered, что по смыслу означает „сдача в плен, капитуляция“.— „Деньги“) махараджей Лахора королеве Англии».
Сикхское государство было разделено на несколько туземных княжеств и провинцию Пенджаб, аннексированную Британией. Далип Сингх был в 1853 году крещен и в 1854 году вывезен в Британию. Ему выплачивалась пенсия в размере £25 тыс. в год (около £3 млн на современные деньги), впоследствии ее размер был увеличен. До конца жизни он только два раза сумел краткосрочно посетить Индию. Его желание быть похороненным на родине не было удовлетворено.
Бриллиант «Кохинур» 3 июля 1850 года был доставлен королеве Виктории. Во время Великой выставки промышленных работ всех народов 1851 года в Гайд-парке он был представлен на всеобщее обозрение. В 1852 году бриллиант был заново огранен и установлен в брошь, которую стала носить королева. После смерти королевы Виктории «Кохинур» стал украшением короны королевы-консорта Александры Датской, супруги короля Великобритании Эдуарда VII, изготовленной для коронации 1902 года. В 1911 году камень был установлен в короне Марии Текской, супруги короля Георга V, по случаю их коронации. И, наконец, в 1937 году камень был переставлен в последний раз — в корону королевы Елизаветы Боуз-Лайон, супруги короля Георга VI, по случаю их коронации. После ее смерти в 2002 году корона была передана в Королевскую сокровищницу в лондонском Тауэре. Там можно увидеть и две предыдущие короны, в которых «Кохинур» заменен копиями.
Требования вернуть бриллиант в Индию неоднократно выдвигались и в прошлом. Так, в 2001 году трое прямых наследников Ранджита Сингха обратились с личным письмом к королеве Елизавете II. В письме содержалась просьба о возврате камня. В 2016 году генеральный солиситор Индии (вторая по значимости должность в правоохранительных органах страны после генерального прокурора) официально заявил, что Великобритания не должна возвращать камень, так как он не был ни украден, ни взят силой. Несмотря на это заявление, другие представители индийских властей продолжают говорить о возможности возврата «Кохинура» в страну путем дипломатических переговоров. Позиция Великобритании состоит в том, что вопрос возврата не обсуждается.
Сокровища Тигра
Главным соперником британской Ост-Индской компании в борьбе за контроль над югом Индии был Типу Султан, правивший во второй половине XVIII века индийским княжеством Майсур. (В «Таинственном острове» Жюля Верна капитан Немо называет себя племянником Типу Султана.)
Талисманом, тотемом, символом правителя был тигр. На многих принадлежащих ему предметах был изображен тигр или хотя бы тигриные полоски. Султан носил прозвище Тигр Майсура и заявлял: «Лучше один день прожить тигром, чем всю жизнь бараном».
Четвертая англо-майсурская война закончилась 4 мая 1799 года штурмом и взятием столицы княжества Серингапатама (современная транскрипция — Шрирангапатнам) британскими войсками под командованием генерал-майора сэра Дэвида Бэйрда.
Тигр Майсура был застрелен во время штурма британским гренадером, заметившим золотую пряжку на поясе султана. Сокровища Тигра стали добычей победителей, как и все, что было в городе.
После взятия города мародерство достигло такого размаха, что полковник Артур Уэлсли (будущий губернатор Серингапатама и Майсура, 1-й герцог Веллингтон, фельдмаршал, победитель в битве под Ватерлоо, премьер-министр) отдал приказ: мародеров сечь и вешать. Помогло. Грабежи прекратились. Был создан Трофейный комитет. Он распределял награбленное уже законным образом, в соответствии с воинскими званиями и боевыми заслугами участников штурма (большое количество трофеев было передано королевской семье и в совет директоров Британской Ост-Индской компании).