И корабль блюет
«Треугольник печали»: марксизм для чайников
В российский прокат вышел «Треугольник печали», выигравший в этом году каннскую «Золотую пальмовую ветвь». Фарс Рубена Эстлунда превращает Маркса в анекдот, весело рассуждая о дерьме, больших деньгах, топ-моделях и символической гибели капитализма. Тут всех тошнит, а кого не тошнит — тот русский олигарх.
Пара моделей, Карл (Харрис Дикинсон) и Яя (Шарлби Дин Крик), собирается то ли разойтись, то ли пожениться. Яя больше зарабатывает, Карл ходит на кастинги, но у него слишком напряжен «треугольник печали», там, где образуются межбровные морщины. Карл и Яя ругаются из-за денег, но, оказавшись в круизе на яхте среди очень богатых людей, не ощущают никакой неловкости. Члены экипажа обязаны исполнять любую прихоть гостей, а гости — шведский IT-магнат, русский капиталист, торгующий дерьмом, пожилые британские торговцы оружием — наслаждаются жизнью. Во время капитанского ужина начинается жуткий шторм — и устрицы, икра и шампанское смешиваются с блевотой, дерьмом и цитатами из Маркса.
В «Треугольнике печали» шведа Рубена Эстлунда еще много чего происходит, и в пересказе фильм кажется сатирой слишком грубой, слишком примитивной, слишком анекдотичной. Разве можно всерьез снимать кино о том, как богатейшие люди отдыхают в круизе на бывшей яхте Онассиса, а капитан у них — пьяный марксист? Это ли не пошлость — отправить на необитаемый остров пару миллионеров, пару разнополых моделей, полупарализованную немку, блондинку-менеджера, пирата и уборщицу туалетов и посмотреть на групповую динамику? Разве смешно — показать, как мужчина-модель хмурится, рекламируя бренд подороже («чем бренд дороже, тем очевиднее должно быть твое презрение к покупателю»), и профессионально сияет, привлекая внимание публики к бренду подешевле? Или как девушка-модель улыбается макаронам для красивой картинки в соцсетях, а потом отодвигает тарелку: «Я не ем глютен»? Разумеется, через полчаса экранного времени ее отношение к глютену изменится. Разумеется, все это — реки дерьма в коридорах, всеобщее лицемерие, лозунг на подиуме «Цинизм под видом оптимизма», ручные гранаты, «Ролекс» за селфи — окажется и смешно, и нелепо, и оправданно. Потому что перед нами марксизм для чайников, закат капитализма силами простых алкоголиков, товарно-денежные