10 фильмов Берлинале
Международный сезон кинофестивалей традиционно открывают в январе американский «Сандэнс» и смотр дебютного кино в Роттердаме, а первым из «большой тройки» не менее традиционно проводит свои показы Берлинале. Этот год станет последним в Берлине для программного директора Карло Шатриана, который во многом заново придумал кураторскую политику фестиваля, но не сошелся с начальством во взглядах на будущее. Тем не менее программа Берлинале–2024 выглядит сильнейшей за годы: Шатриану удается привлекать и новые работы режиссеров-авангардистов, и фильмы со звездами, при этом не жертвуя художественным уровнем фестиваля ради селебрити на красной дорожке.
«Архитектон»
Виктор Косаковский
Самый известный в мире российский документалист несколько лет назад впечатлил мир «Акварелью», фильмом о воде в разных ее агрегатных состояниях, снятым на частоте 96 кадров в секунду вместо обычных 24. После этого была «Гунда» о хорошем отношении к свиньям, также показанная на Берлинале. В новой картине, исполненной в редком жанре архитектурного кино, Виктор Косаковский переводит взгляд с природы на культуру. Впрочем, культура интересует режиссера как нечто эфемерное, недолговечное: в «Архитектоне» он изучает руины — от развалин античного храма в Ливане до жилых домов, уничтоженных в Турции землетрясением 2023 года.
«Империя»
Брюно Дюмон
Давно уставший от строгого авангарда, с которого он начинал режиссерскую карьеру, и переключившийся на гротескные игры с жанровым кино, Брюно Дюмон в новом фильме улетает в космос. «Империя» в названии отсылает к «Звездным войнам», сюжет посвящен нашествию на Землю пришельцев. Космическая опера превращена в оперетту. Как всегда у автора, действие происходит в глухой провинции на севере Франции, так что звездному императору по имени Бельзебут придется познакомиться с обычной дюмоновской галереей деревенских болванов.
«Вне времени»
Оливье Ассаяс
Тоже включенная в основной конкурс, новая работа Оливье Ассаяса куда больше, чем фильм Дюмона, похожа на то, чего зритель ожидает от французского фестивального кино. Сюжет «Вне времени» заключается в том, что люди сидят в одном пространстве и разговаривают; к тому же это кино с автобиографическими мотивами, что свойственно французам и среди них Ассаясу. По сюжету две пары в начале пандемии ковида решают провести карантин вместе. Из двоих мужчин один — режиссер, другой, его брат,— музыкальный критик, как и брат самого Ассаяса. В главной роли снялся комик Венсан Макен, за последние годы ставший постоянным артистом Ассаяса — роль альтер эго постановщика он уже играл в сериале «Ирма Веп».