«Сцены из супружеской жизни» — телеспектакль Ингмара Бергмана и его ремейк с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн
В новом выпуске «Пленки» Егор Спесивцев рассказывает про «Сцены из супружеской жизни» — психологическую драму Ингмара Бергмана и ее ремейк 2021 года о браке, разводе и взаимоотношениях между партнерами
Режиссера Ингмара Бергмана с самого детства занимала проблематика семейных отношений. Его родители часто и довольно жестоко ссорились, доходило даже до драк. Маленький Ингмар пристально изучал те манипуляции, к которым взрослые из раза в раз прибегают, ругаясь, и многое из увиденного тогда тщательно воссоздал в своем фильме. «Сцены из супружеской жизни» основаны и на истории отношений уже самого повзрослевшего Ингмара с пианисткой Кяби Ларетей и переводчицей Гун Хагберг. Как можно догадаться, оба романа закончились не слишком удачно.
В 1973 году, когда картина вышла, она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Европейские граждане стали массово разводиться — фильм Бергмана впервые показал многим людям, что подавленную агрессию, которая постоянно копится в несчастливом браке, можно выплеснуть и посредством этого освободиться. В «Сценах из супружеской жизни» режиссер рассказывал о нюансах сексуальной жизни супругов, поднимал в ленте проблемы физического насилия и женской эмансипации в те времена, когда об этом старались не говорить.
Бракованная любовь
Среди других европейских бытовых драм 1970-х картину Бергмана выделял ее тонкий психологизм. Режиссеру удалось запечатлеть на экране сложное и хрупкое устройство супружеских отношений. Он предельно жизнеподобно написал каждую ссору между своими героями, сделал так, чтобы никто из них не выглядел однозначным злодеем. В «Сценах из супружеской жизни» персонажи одновременно любят и ненавидят, испытывают и ярость, и обиду, и сожаление, и нежность.
На первый взгляд в телеспектакле Бергман представляет образцово показательную семью. Во главе нее стоит Йохан — успешный профессор и вообще очень уважаемый человек, который до беспамятства влюблен в свою жену. Супруга Йохана Марианна — состоявшийся юрист, она специализируется на семейных конфликтах. Первое время зрителю кажется, что жизнь пары безмятежна, но уже через полчаса после начала фильма персонажи оказываются на грани развода, их брак «агонизирует».
В непростое для пары время любое неаккуратно сказанное слово может запустить взрывную волну, привести к ссоре, которая окончательно разрушит брак. Конфликты между героями никогда не выглядят наигранно и театрально, напротив, супруги очень скованны, они ругаются сумбурно, потому что одновременно хотят и боятся обидеть друг друга. Бергман тонко чувствует и точно передает это закипающее напряжение. Зритель словно сидит в одной комнате с героями и уже по едва различимым движениям на их лицах понимает, как сильно персонажи раздражены.