Вторая половина жизни: как наполнить ее смыслом и счастьем — советы психологов
Вряд ли кто поспорит, что после 45 лет энергии и желаний становится меньше, да и на работу берут не так охотно, как раньше. А чем ближе к пенсии, тем больше мы ощущаем грусть от понимания, что, увы, перевалили через экватор. Как найти новые смыслы? Как сделать счастливой и насыщенной зрелую пору нашей жизни?
«В 40 лет жизнь только начинается» — крылатая фраза из культового советского фильма стала еще более актуальной после того, как государство продлило нашу молодость и отодвинуло выход на пенсию на пять лет. Но какие бы решения ни были приняты на бумаге, по-прежнему в обществе принято рассматривать возраст после 45 как вторую половину жизни, за которой все четче видна финишная прямая. А уж выход на пенсию — для многих однозначный сигнал, что мы вступили в тот период, который социологи и демографы называют «возрастом дожития». Можно ли быть счастливым и оптимистичным после того, как мы пересекли жизненный экватор?
Точка отсчета второй половины
«Когда говорят о пожилом возрасте, заметна тенденция впадать в крайности: этот период рассматривается либо как полноценная, бьющая ключом жизнь, либо как явное снижение активности, социальная кома и даже смерть, — говорит экзистенциально-гуманистический психотерапевт Алексей Степанов. — Правда заключается в том, что не все люди в пожилом возрасте могут быть активными — есть объективные причины, например, проблемы со здоровьем».
Но при этом огромное количество пожилых ведут активную социальную жизнь. И это необязательно связано с формальным наличием работы. Переход от молодости к зрелости очень индивидуален. «У каждого человека это ощущение свое. Военнослужащий, выходящий на пенсию в 40-45 лет, вряд ли будет считать, что его активная жизнь завершилась», — продолжает эксперт.
Однако в психологии существует множество шкал, делящих жизненный путь на отрезки. Но выражение о второй половине — скорее метафора. Если ориентироваться на последнюю градацию Всемирной организации здравоохранения, то эти периоды таковы: с 25 до 44 лет — молодость, с 45 до 60 — зрелость, с 60 до 75 — пожилой человек, с 75 до 90 — старость, свыше 90 — долгожительство.
«Рубеж, который делит жизнь на две условные половины, выпадает на период зрелости. Но с оговоркой — люди большие индивидуальности и единой цифры нет, — подтверждает психодраматерапевт Екатерина Крюкова. — Поговорка позапрошлого века „40 лет — бабий век“ частично отражает некие изменения, которые происходят в женском организме. Но я бы расширила границы перехода во вторую половину — это 40-50 лет и для мужчин, и для женщин».
На переходный период как раз приходится нормативный кризис среднего возраста
Именно в это время хотя бы раз каждому из нас приходит в голову мысль о том, что значительная часть жизни пройдена. Что нас ждет впереди? Все ли, что мы задумывали и о чем мечтали, сбылось? Насколько мы довольны жизнью, получаем ли от нее удовольствие? Те ли люди с нами рядом?
«Человек осознает, что первая, понятная, наиболее прогнозируемая часть жизни им освоена или не освоена. Он начинает подводить предварительные итоги», — поясняет Екатерина Крюкова. И свои самые серьезные вопросы мы адресуем не миру, как это было до сих пор, а самим себе.