Шагающий тигр, играющий дракон
Чтобы совершить экономический скачок, государству нужно быть сильным и решительным, как тигр. На заре пандемии «Вокруг света» побывал на Тайване и увидел другое чудо: страну-вундеркинда. Хорошо воспитанного, по-стариковски мудрого, по-взрослому рационального, но с неистребимым радужно-детским восприятием мира
Вход через Дракона, выход через Тигра. В небе за воротами Дракона плавает дым курильниц, а на фоне льющейся откуда-то музыки и мерного звона колокольчика то и дело рассыпается стук. Это падают на каменные плиты двора тайбэйского храма Луншань красные «печеньки». Когда я впервые увидела полную чашу деревянных полумесяцев, покрытых красной краской, они напомнили мне формой печенье шакер-пури из советского детства. Одна сторона плоская, другая выпуклая.
— Это цзяобэй, «лунные блоки» для гадания. Нужно взять две штуки в ладони, представиться, назвать дату своего рождения, адрес, а потом сформулировать вопрос или желание. Так, чтобы ответ мог быть только «да» или «нет», — Лили складывает руки с «печеньками» в молитвенном жесте у губ, закрывает глаза, долго шепчет что-то, потом широко раскрывает ладони, и цзяобэй летят на землю. — Yes!!! Видите? Одна фишка упала выпуклой стороной вверх — инь, другая плоской — ян. То есть боги ответили «да». Хотите знать, что я загадала? Я сказала, что сопровождаю журналистов из Москвы в поездке по Тайваню, и спросила, пройдет ли наше путешествие безопасно. Ответ положительный! Если бы оба цзяобэй упали выпуклой стороной вверх, значит, боги недовольны, ответ отрицательный. Если плоской — боги смеются, вопрос задан некорректно. Можно попробовать его переформулировать.
Божественный ответ
Лунные «печеньки» в Луншане изрядно пооблупились. Еще бы: сколько бросков и падений им приходится пережить за день. Большинство посетителей посещают храм именно за этим. Стучат деревяшки по каменным плитам, рассыпается смех богов. По-хорошему, для гарантии результата надо, чтобы цзяобэй три раза подряд упали правильно. Божественная теория вероятностей, разумеется, всячески этому препятствует. Но упорные в своей моральной ответственности тайваньцы, приходящие испытать судьбу в Луншань и другие храмы, кидают столько, сколько нужно, и корректируют свои запросы, пока боги не устанут и не скажут большое «ДА».
Несмотря на то что в целом Луншань посвящен милосердной буддийской Гуаньинь, здесь поклоняются сонму даосских богов, у каждого из которых своя сфера ответственности и своя ниша в храме. У одного просят совета и помощи в любви, у другого — в финансах, у третьего — в карьере. Кто-то дает детей, а кто-то — здоровье. В заднем зале храма справа живет Вэньчан, бог литературы и учености, к нему приходят студенты за помощью в сдаче экзаменов. Слева — краснолицый бог войны Гуань Юй, покровитель гангстеров и полиции. А центральная часть зала посвящена любимой богине тайваньцев Мацзу, защитнице рыбаков и мореплавателей. Там, за ограждением, спиной к посетителям за столом сидят три монаха и сосредоточенно перебирают бумаги. Монахи больше похожи на делопроизводителей или участников симпозиума по вопросам борьбы с COVID‑19.
— Они молятся о том, чтобы мы преодолели ситуацию с коронавирусом, — поясняет Лили.
Лили вообще-то атеистка со стажем, в отличие от большинства жителей Тайваня: в 2005 году было зарегистрировано более 80 % верующих, причем даосы и буддисты распределились примерно поровну — 33 и 35 %. Но, похоже, в реальности половина населения, включая официальных атеистов, безотчетно исповедует так называемую народную китайскую религию — синкретический сплав всех верований, пустивших в разное время корни на этой плодородной земле. И полагается на рациональный порядок вещей, на который могут влиять и боги, и люди. С одной стороны, есть судьба как данность и ограниченное ею богатство индивидуального выбора. С другой — роковые совпадения, удачи и неудачи, воздействующие на судьбу. Вместе они порождают в человеке ответственность перед собой и другими, которую можно выразить простыми словами: «Делай что должно, и будь что будет». Или «На бога надейся, да сам не плошай». Вероятно, именно такой подход к жизни помог «драконам» Тайваня сделать страну азиатским Тигром. Все по-взрослому, но когда смотришь на зрелых людей, сосредоточенно, как дети, играющих в красные «печеньки», это не укладывается в голове.
Я выхожу через ворота Тигра, миновав левое крыло храма, где на длинных каменных скамьях и складных стульчиках сидят погруженные в молитвы старики с масками на лицах.
Превентивный удар
Последняя неделя февраля 2020 года. Загадочный и страшный коронавирус набирает силу. Материковый Китай в огне. На Тайване количество заболевших подобралось к 30. Прирост в среднем по одному человеку в день. Здесь я надела первую маску.
— Каждый понимает, как важно предотвратить распространение вируса. Мы принимаем меры и уважаем правила. Думаем не только о собственном здоровье, но и о тех, кто вокруг, — говорит Лили.
Тайвань закрыл авиасообщение с материковым Китаем еще 26 января, когда на острове было выявлено всего четыре случая заболевания. За два дня до этого правительство запретило экспорт масок, чтобы их хватило самим тайваньцам, а продажу строго нормировало. В апреле ограничения для граждан были сняты.
Фактически еще до объявления пандемии мудрое тайваньское правительство предприняло комплекс из 124 превентивных мер, а граждане, как послушные дети, отнеслись к ним с пониманием. И это позволило стране пережить тяжелый для всего мира год с минимальными потерями. Вот немного занимательной статистики: по состоянию на октябрь 2020 года было зафиксировано только семь смертей за время пандемии, а общее количество заболевших достигло 550 человек. В Москве умерло в 12 раз больше, чем заболело на Тайване. Чтобы оценить масштаб, достаточно понять, что площадь Тайваня меньше, чем у Подмосковья, а жителей больше, чем в Москве и области, вместе взятых: в начале года это было 23,59 миллиона человек.
Древо света
Такое ощущение, что эти самые 23,59 миллиона тайваньцев собрались на закрытии Фестиваля фонарей в Тайчжуне, и почти все они в масках. На самом деле в лесопарке Хоули среди сверкающих огнями шаров, цветов, животных и растений бродит лишь 700 тысяч человек, но все остальные символическим образом присутствуют в главном объекте «Страж леса — древо света» высотой 15 метров. Лили объясняет: