Не пей вина, Гертруда
Гибель человека от яда и смерть от естественных причин и в наши дни различить иногда трудно, а во времена плохо развитой медицины было почти невозможно. «Вокруг света» вспоминает известных исторических личностей с репутацией завзятых отравителей
Митридат VI Евпатор: уже привычка
Царь Понта, государства в Малой Азии, живший во II–I веках до н. э., был известен в античном мире как непревзойденный специалист по ядам, активно применявший эти знания на практике. В частности, если верить «Жизнеописаниям » древнегреческого автора Плутарха, он отравил собственного сына Ариарата. Митридат VI и сам опасался покушений, так что много лет принимал яд малыми дозами, желая выработать к нему привычку. Это царю, судя по античным источникам, удалось. Когда Митридат захотел отравиться, чтобы не попасть в плен к заговорщикам, яд не подействовал. Соратнику царя пришлось по просьбе последнего заколоть его кинжалом. Слава эксперта по отравам пережила правителя: митридатиумом в Европе и Азии вплоть до Нового времени называли разновидность противоядия.
Калигула: запасливый император
Римский император по прозвищу Калигула оставил по себе недобрую славу. Согласно античным авторам, его жестокость граничила с безумием. Калигула без раздумий расправлялся с неугодными, в том числе с помощью яда. Светоний в труде «Жизнь двенадцати цезарей», написанном в начале II века, приводил версию, будто Калигула попытался отравить и своего предшественника императора Тиберия, а потом, увидев, что яд не убил старика, задушил его. Впрочем, Светоний же и отмечал, что существуют и другие гипотезы о причине смерти Тиберия. Этот автор также описывал, как Калигула расправлялся с помощью яда со множеством разных людей, от родственников до гладиаторов. Светонию вторил Дион Кассий. Согласно ему, по приказу Калигулы травили рабов и возничих, одолевших на арене фаворитов императора. Светоний пересказывал слух, что после гибели Калигулы от рук заговорщиков среди вещей убитого нашли огромный сундук с ядами. Преемник Калигулы император Клавдий приказал бросить ларь вместе с содержимым в море, отчего случилось массовое отравление рыб.
Нерон и Локуста: мамина подруга
Еще один одиозный римский император, если верить античным авторам, охотно использовал яды против тех, чья смерть была ему выгодна. Главным экспертом из приближенных Нерона в этой области считалась Локуста. Эту женщину изначально наняла его мать, императрица Агриппина. Историк I–II веков Тацит характеризует Локусту как «поднаторевшую в этих делах искусницу», «осужденную за отравления, которую еще ранее долгое время использовали в качестве орудия самовластия». По мнению Тацита, Локуста приготовила по приказу Агриппины яд и для ее мужа, императора Клавдия, чтобы титул и власть достались его пасынку Нерону. Во всяком случае, девять из десяти античных авторов, которые пишут о смерти Клавдия, включая его современника Плиния Старшего, сообщают: император был отравлен. Впоследствии, по версии Тацита и Светония, с помощью все той же Локусты Нерон убил своего сводного брата Британника, сына Клавдия, опасаясь, что тот станет более популярным в народе и оспорит его право на титул императора. Тацит писал, что подосланные Нероном отравители пошли на хитрость: поднесли Британнику на обеде слишком горячее блюдо. Приставленный к нему раб попробовал еду и попросил остудить, и тогда туда добавили воды с разведенным в ней ядом. Свидетелям смерти Британника Нерон сказал, что у того эпилептический припадок. Впоследствии, по мнению римских писателей, Нерон неоднократно пользовался услугами Локусты, в том числе пытался отравить мать. Репутация его была такова, что, по словам Светония, говорили, будто Нерон собирался извести с помощью яда весь сенат, но не решился из-за неуверенности в успехе. В итоге Нерон восстановил против себя аристократию и преторианскую гвардию, бежал из Рима, опасаясь переворота, и совершил самоубийство. Его преемник Гальба казнил Локусту.