Властелин Европы посреди Атлантики
Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды. Об этом позаботился не только экс-император, но и его враги.
Судьба Наполеона превзошла фантазии любого романиста. Он родился на острове в Средиземном море, покорил Европу, потерял корону и окончил свои дни на одном из самых уединённых островов Земли.
Пленник со шпагой
Почему Наполеон решил сдаться именно Англии — самому принципиальному из всех своих врагов? Почему, например, не Австрии, Пруссии или России? Решение Бонапарта подняться на борт британского корабля «Беллерофон», на первый взгляд, казалось столь невероятным, что сразу породило конспирологические версии о предварительной договорённости с принцем-регентом Георгом IV.
Но в реальности всё было проще. Скорее всего, Бонапарт не хотел оказаться во власти континентальных монархов, которых недавно унижал. Ему приходилось жить во дворцах короля Пруссии и австрийского императора, прогнав законных хозяев. Да и русский царь вряд ли забыл жесточайшие обиды. Причём не разорение русских губерний, а обращение Наполеона к солдатам после победы при Лютцене в 1813 году. Ведь там были слова: «Вы опрокинули планы врагов-отцеубийц». Этот намёк мог относиться лишь к одному человеку — Александру I.
К тому же хоть Англия и была самым бескомпромиссным противником Франции, она же оставалась фактически единственной большой европейской страной, по которой не прошлись наполеоновские солдаты и фуражиры. Поэтому надежды отрёкшегося императора на то, что англичане окажутся «наиболее великодушным из врагов», вполне объяснимы.
Однако Наполеон жестоко обманулся. 26 июля фрегат «Беллерофон» прибыл на рейд Плимута. Но представители британского правительства не спешили пригласить знаменитого гостя ни в Виндзорский замок, ни хотя бы в Тауэр. 30 июля комиссар союзников уведомил Наполеона, что его участь — отправка на остров Святой Елены.
Возмущённый Бонапарт написал гневное письмо: «Перед лицом неба и человечества я торжественно протестую против насилия надо мной и над моими наиболее священными правами…» Из письма следовало, что он взошёл на борт «Беллерофона» не только по собственной инициативе, но и по «подстрекательству самого капитана», имевшего приказ принять бывшего императора и доставить со свитой в Англию. Правда, Наполеон не уточнял, на каких правовых гарантиях было основано его появление на английской территории — на борту боевого корабля ВМС Великобритании.
«Я стал гостем английского народа, — утверждал Бонапарт. — Если правительство хотело расставить мне ловушку, оно оскорбило свою честь и унизило свой флаг. напрасно англичане будут говорить отныне о своей верности, законности и свободе».
Эпистолярное красноречие осталось тщетным. Британцы просто уведомили низложенного императора, что ему следует перейти с борта «Беллерофона» на борт фрегата «Нортумберленд». Это произошло 7 августа. В тот же день началось первое и последнее океанское путешествие Наполеона. Командующий транспортировкой контр-адмирал Джордж Коберн получил приказ Адмиралтейства отобрать у пленника шпагу, но не стал подвергать Наполеона унижению. Тот остался при оружии.
«Я не думаю, что Франция когда-либо знала лучший порядок, нежели тот, каковой был при мне». Наполеон о своих заслугах в управлении Францией
Место, столь отдалённое
Главная особенность вулканического острова Святой Елены — его удалённость. Он расположен почти в центре Атлантического океана и до ближайшего континента, Африки, около 1800 км. При этом климат острова вполне комфортный: температура здесь не поднимается выше 30 и не опускается ниже 14 градусов. Тут нет малярийных болот и много источников качественной воды. Единственный природный источник дискомфорта — сильные ветра. Впрочем, долины острова защищены от них высокими скалами.
Разумеется, во Франции многие считали, что Наполеона намеренно отправили в ужасные условия. Например, Александр Дюма — старший писал, что Святая Елена — остров с особо вредным климатом, «где редко можно встретить человека, дожившего до 50 лет». Но это, конечно, романтическое преувеличение.
Неласковый берег
Плавание заняло 70 дней. 15 октября 1815 года Наполеон ступил на скалистое побережье. Дом для постоянного проживания ещё не был готов, и Бонапарт расположился в доме, который назывался «Брайрс» и принадлежал служащему Уильяму Балкомбу.
Поначалу условия были походными (хотя и не столь экстремальными, как в конце Русской кампании) — в окнах не было стёкол, свите пришлось спать на полу на матрасах, а лакеям — у порога, завернувшись в пальто. Завтрак сервировали без скатерти и салфеток.
Однако бытовые условия постепенно стали улучшаться. С борта «Нортумберленда» доставили постельное бельё и столовое серебро, от ветров отгородились тентом. Кроме того, Наполеон подружился с дочкой хозяина Элизабет, единственным жителем острова, с которым он дурачился и шутил.
10 декабря адмирал Коберн сообщил Наполеону, что постоянная резиденция — Лонгвуд-хаус, расположенная в шести километрах от главного города острова Джеймстауна, готова. Дворцом эта усадьба, конечно, не являлась, но была достаточно комфортна. Например, пленник заранее просил об устройстве деревянной купальни, и плотник её сделал. Возможно, это было первое подобное сооружение на острове. Наполеон воспользовался купальней сразу же.
Собственно, апартаменты узника состояли всего из двух комнат. Спальню с маленькой деревянной кроватью украшали несколько портретов сына — «Орлёнка», а также его бюст. Среди драгоценностей на каминной полке выделялись часы Фридриха II Великого. Возможно, они напоминали Наполеону судьбу прусского короля, более удачно закончившего Семилетнюю войну с общеевропейской коалицией, чем он сам.
Вторая комната являлась кабинетом. Кроме рабочего стола и книжного шкафа, здесь была кровать, на которую Наполеон ложился, устав от работы. Он старался заснуть как можно позже, чтобы избежать бессонницы.
Как и в Париже, и на Эльбе, в Лонгвуде был маленький императорский двор, с распределёнными между придворными обязанностями. ШарльТристан де Монтолон был дворецким, Гаспар Гурго заведовал конюшней, де Лас Каз трудился личным секретарём, а Анри Бертран замещал любого из них при необходимости.