Погибоша аки обре
Это выражение «погибли, как обры» используется в иносказательном значении «исчезли без следа». Именно так история обошлась с могучим племенем обров или аваров, явившихся из азиатских степей и в течение двух с половиной веков наводивших страх на государства центральной и восточной Европы
Времена, наступившие после падения Западной Римской империи, считаются одними из самых смутных. Европа превратилась в гигантский «проходной двор», по которому беспрепятственно прокатывались, словно волны, нашествия все новых варварских племен. Сначала это были германцы, потом к концу IV века к границам империи прибыли свирепые гунны – потомки кочевого народа хунну, некогда населявшего степи к северу от Китая. Но гуннская «волна» быстро иссякла – их великий властитель Аттила умер в 453 году, а потом созданное им государство стремительно развалилось. А во второй половине VI века в Европу пришли авары. Правда, они уже успели к шапочному разбору наследия античной цивилизации.
Тайна вархонитов
У современных ученых до сих пор нет единого мнения относительно происхождения и этнической принадлежности аваров. Ясно только одно – явились они в Европу, как и гунны, откуда-то из Азии. Одни исследователи считают аваров родственниками монголов и даже изображают их выходцами из Жужаньского каганата, существовавшего в IV-VI вв. на территории современной Монголии. Другие полагают, что авары принадлежат к угорской семье народов. Третьи доказывают, что авары – тюрки. Четвертые выводят их в особый тунгусо-маньчжурский этнос, когда-то населявший обширное междуречье Амура и Енисея. Пятые уверены, что авары относятся к ираноязычным народам. Сторонники этих пяти разных версий привлекают в доказательство самые разные доводы – и лингвистические, и антропологические, и палеогенетические.
Авары пользовались письменностью рунического типа, до сих пор не разгаданной. Их знать, скорее всего, была по расовому типу монголоидами, но далеко не все авары принадлежали к монголоидной расе. Даже средневековые писатели путаются, считая одних аваров «настоящими», а других – «псевдоаварами». Разгадка же заключается в том, что авары, судя по всему, единым народом не являлись. Это был союз самых разных племен, нараставший по принципу снежного кома по мере продвижения с востока на запад. Ядром же этого союза стало племя, называвшееся вархонитами, – примерно 20 тысяч вооруженных всадников и их семьи.
Слово «вархониты» не имеет однозначной трактовки. Но, возможно, оно составлено из названий племен уаров и хионитов, этническое происхождение которых и географическая прародина опять же являются предметом споров. На страницах исторических хроник эти протоавары появляются около 555 года. На тот момент они вели кочевой образ жизни в степях северного Казахстана. Однако вархониты вступили в конфликт с тюрками, строившими тогда огромную кочевую империю, простершуюся от Монголии до Северного Кавказа. Под натиском превосходивших их в числе тюрок первые авары переправились через Волгу и направились в западном направлении. Человеком, впервые выведшим длинноволосых всадников (у аварских мужчин был обычай отращивать волосы и заплетать их в косы) на широкую историческую арену, стал правитель по имени Баян.
Стремена Баяна
Баян велел именовать себя каганом – это был высший титул у евразийских кочевников того времени. Он высказал претензии на главенство над кочевыми народами западной части Великой степи (обширный степной регион, расположенный по центру Евразии и простирающийся от Восточной Европы почти до берегов Тихого океана). Но столь дерзкие притязания разъярили кагана тюрок Силзивула, считавшего аваров своими данниками. Если верить византийскому историку Менандру Протектору, Силзивул пригрозил: «Авары не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть им мечей тюркских; они не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины; они блуждают на поверхности земли».