Как 64-летняя американка заработала $350 млн на мармеладках с каннабисом
Благодаря смелой стратегии 64-летняя Нэнси Уайтман создала бизнес по продаже мармелада и продала его за целое состояние ― причем прямо перед обвалом цен на рынке. Рассказываем, как женщина, строившая корпоративную карьеру, начала свое дело, почерпнув идею из разговоров на домашней вечеринке
Однажды субботним утром Нэнси Уайтман почувствовала эффект от действия каннабиса прямо в супермаркете. Дело было в ее родном городке Боулдер с населением 100 000 человек в штате Колорадо.
В 2010-м Нэнси стала соосновательницей фирмы пищевых продуктов с добавлением каннабиса Wana Brands, а перед тем, как оказаться в магазине, как раз пробовала новый фирменный мармелад. Это команда попросила ее описать, как продукт на нее подействует в плане физического и ментального состояния. Незадолго до похода на занятия пилатесом Нэнси съела одну конфету, а через два часа уже завороженно разглядывала этикетки продуктов на прилавках местной торговой сети King Soopers.
«Подопытная крыса ― всегда я», ― говорит Нэнси, тестирующая на себе каждое наименование в ассортименте Wana Brands, включая конфеты, созданные для того, чтобы успокоиться, лучше засыпать или концентрировать внимание. «Голода они не вызвали, ― рассказывает она о влиянии мармелада. ― Хотелось познать мир вокруг. Я думала: «Боже, какая упаковка. Кто бы мог подумать, что тунец бывает в стеклянных банках в оливковом масле?» Меня вдруг крайне заинтересовала рецептура».
За 10 с небольшим лет Уайтман, которую в 2017 году окрестили «королевой лигалайза», без лишнего шума превратила торговую марку в одну из крупнейших в мире компаний по изготовлению пищевых продуктов с содержанием каннабиса.
Раньше предпринимательнице принадлежало 100% фирмы. Однако в октябре 2021-го она продала свой бизнес за $350 млн корпорации Canopy Growth, специализирующейся на выращивании легальной марихуаны. Таким образом Нэнси Уайтман стала одним из богатейших игроков отрасли.
Компания Canopy Growth базируется в Канаде, где каннабис легализован повсеместно, однако торгуется на бирже в Соединенных Штатах, ― это значит, что пока марихуану не легализуют во всех штатах, нельзя будет окончательно закрыть сделку. Чтобы ускорить эту процедуру (не только с Wana Brands, но и несколькими другими похожими фирмами), канадская компания решила учредить американское предприятие, но бóльшую часть денег Уайтман уже получила. Сделка, которую ей удалось заключить, поистине уникальна: предпринимательница убедила Canopy Growth приобрести опцион на покупку Wana Brands, а канадская корпорация заплатила ей наличными за 85% бизнеса. Остальные 15% будут переданы по завершении процедуры.
«Она победила, ― заявляет бизнес-инвестор Эмили Паксия. ― Как индивидуальный владелец она совершила самый выгодный выход из бизнеса, подобрав крайне удачный момент. Каждый производитель подобных мармеладок теперь ей благодарен. Идти за кем-то всегда легче, но именно с нее все началось».
СМИ не так любят Wana Brands, как их конкурентов Wyld или Kiva, но эту фирму можно назвать рабочей лошадкой всей отрасли. «Мы не стремимся стать самыми крутыми, ― говорит Нэнси, поедая яичницу и картошку за завтраком в ресторане Lambs Club на Манхэттене. ― Мы стремимся к эффективности. И инновациям».
По данным профильного аналитического агентства Headset, на продукты с добавлением каннабиса приходится около 13% всего рынка легальной марихуаны, или примерно $3,4 млрд выручки в 2022 году.