Planet9. Агния Стерлигова и Александр Кармаев
Архитектор Агния Стерлигова и продюсер Александр Кармаев — вместе бюро Planet9 — устроили в Петербурге два интерактивных выставочных суперхита: экспозиция-путешествие «Балабанов» в «Севкабель порту» и блокбастер ЦВЗ «Манеж» «Первая позиция — русский балет». Как их междисциплинарные выставки-аттракционы стали всероссийским феноменом, узнал генпродюсер новой сцены Алесандринки Александр Малич.
В петербургском экспозиционном деле вы совсем не новички: «Покой и радость» и персоналка Ли Бул в «Манеже», «Линия Рафаэля» и мультимедийный проект «Искусственный интеллект» в Эрмитаже, «Летняя выставка» для Дома Радио — все это работы вашего бюро Planet9. Но именно в этом сезоне вы вдруг превратились в звезд выставочного дела. Как так?
АЛЕКСАНДР: Ну, звезды — это слишком громко, все звезды у нас на ТВ и в ютьюбе, вам ли, Александр, не знать. Я думаю, мы стали заметны чуть раньше, когда в 2022-м в московском «Манеже» шумно прошла выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» — наш первый собственный продюсерский проект. 11 залов на площади более 2000 квадратных метров, 76 графических и живописных работ Виктора, за 300 экспонатов — и продление из-за огромного спроса. До этого наше бюро семь лет занималось исключительно архитектурой выставок и музеев. Но именно «Путь героя» произвел вау-эффект. В чем особенность? Впервые нашим заказчиком стали не музей, куратор или институция, а сотни тысяч людей, которые заплатили за входные билеты, и это был наш первый продюсерский опыт. Для меня именно эта выставка стала знаковой из-за ощущения, что мы не подвели такое количество глаз, чувств, душ.
АГНИЯ: А для меня знаковой стала все‑таки «Первая позиция — русский балет»: я ведь придумала ее больше пяти лет назад, но реализовать идею мы смогли только после объединения наших усилий с «Манежем». Хотя по сумме обстоятельств самый мой любимый проект — все‑таки «Балабанов», к тому же он идеально совпал со временем.
Интересно, что у вас разные точки зрения. Но возьмем именно петербургские проекты: построить мир артхаусного режиссера и мир балета — это ведь максимально разный материал.
АГНИЯ: Абсолютно. Это не работа в условном Эрмитаже, в наших продюсерских проектах у нас больше свободы. Но их объединяет то, что там и там есть масштаб, выстроенный сторителлинг и заметная сценография. Как ни странно, мы очень трепетали перед релизом «Балета». Очень. У меня было ощущение грани между триумфом и провалом. Не потому, что мне казалось что‑то слабым, скорее, из-за количества интересантов, бенефициаров, стейкхолдеров (лица или организации, которые непосредственно работают над проектом. — Прим. ред.). Представьте — 46 музеев-участников, три соорганизатора — «Манеж», Planet9 и РОСИЗО — попробуйте договориться между собой. И я в итоге была приятно удивлена, что негативных отзывов практически не было.
АЛЕКСАНДР: Все негативные отзывы читаю я. Просто не показываю их тебе.
И что? Вас разве критикуют? Очереди стоят, в Москве везде на билбордах красуется логотип Planet9.
АЛЕКСАНДР: Не везде, но мы над этим работаем. Дело в том, что все наши продюсерские выставки, за исключением разве что открывающихся на московском «Хлебозаводе» в июне «Смешариков», проходят в режиме аудиопогружения. Этот прием впечатлил Агнию на выставке David Bowie Is (передвижная выставка, посвященная жизни и творчеству Дэвида Боуи, открытие которой состоялось в Музее Виктории и Альберта. — Прим. ред.