О том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Вокруг светаИстория

Жить интересно

К 180-летию Русского географического общества его президент Сергей Кужугетович Шойгу рассказал о планах на будущее и о том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Главной миссией РГО стали слова, прописанные в его первом уставе: «Познание государства Российского». Сергей Кужугетович, вы на посту президента РГО уже больше 15 лет, на ваш взгляд, не потеряла ли эта миссия, определенная 180 лет назад, своей актуальности?

Она стала шире. Помимо того, что есть еще много неисследованных мест, которые нужно изучить, есть еще и вот какой большой пласт: каждое поколение так или иначе оставляет после себя довольно заметный след и в географии, и в строительстве, и вообще в истории. Перечислять можно долго и копать глубоко, начиная хоть с библейского потопа. Например, на планете была только одна вершина, сохранившаяся над водой, а Эверест, и Памир, и Пик Коммунизма появились позже? Свой след в истории оставили многие, например, исследователи и первопроходцы Северного морского пути или участники «Алсиба», сумевшие построить в условиях вечной мерзлоты, посреди тундры и тайги, 26 аэродромов, причем со сложной инфраструктурой – заправками, ремонтными и жилыми базами, и перегнавшие во время войны около 8000 самолетов с Аляски в Красноярск. Это сейчас, с технологиями GPS и GLONASS, мобильной связью и всеми привычными для нас с вами приборами ориентации на местности, которые определяют положение с точностью до секунд, кажется обыденным делом с Аляски перелететь через Берингов пролив, пройти Чукоткой, Якутией, севером Иркутской области, Красноярским краем и приземлиться в аэропорту Красноярск-Северный. Но как десятки лет назад, когда с навигаций были большие проблемы, люди делали все это?

И много таких загадок истории, которые вам интересно разгадать?

Я могу перечислять их очень долго. Например, как японцы смогли построить на маленьком курильском острове Матуа три взлетно-посадочные полосы, как они обслуживались в этом климате, ведь там зимой обильные снегопады? Ответ, кажется, уже есть: подогрев этих полос осуществлялся за счет термальных источников острова. Как все это было сделано? И было ли? Надо исследовать.

Или еще одна важная история: как строили Северную дорогу в 1930–х: 800 километров по тундре фактически проложено! Мы собрали экспедицию, посмотрели, как в тех непростых условиях завозились паровозы, прокладывались рельсы…

На участие в раскопках Долины Царей ежегодно подавали заявки около 1500 человек со всего мира

И таких загадок в тех краях много, и все это важная часть нашей экономики. Глобализация, потребление, центр мировой экономики – все сейчас отдвигается дальше, на восток, в Азию. Нужно сегодня искать новые решения, новые пути. Например, из центральной Сибири железную дорогу вести через западную Монголию, Китай, там и выход к Индии и Пакистану. Основой для этого может послужить проект железной дороги «Курагино – Кызыл» в Республике Тыва, который разрабатывался еще в 2010–х годах. Такая работа может стать международной программой.

Еще одно интересное место в Туве – Долина Царей, где свой след оставили скифы.

Вопросов несчетное множество, и нам крайне любопытно узнать ответы на них.

Но наша задача все-таки не хвататься за все кастрюли сразу, а взять ту, в которой мы сможем сварить пищу, которую сможем съесть. Важно не просто посмотреть, а доизучить и передать следующим поколениям.

А как вы находите такие истории для исследований?

Идея с «Алсибом» возникла у меня еще во времена работы в МЧС. Я летал на Чукотку, где ледяной сель снес большое поселение геологов, и тогда впервые приземлился на одном из таких 26 аэродромов военных времен и увидел небольшой обелиск погибшим летчикам. Потери были небольшие, меньше 1%, но они были – погибли молодые ребята-летчики. Мало кто знает эту историю, поэтому РГО организовало несколько экспедиций в те края. Много имен вернули истории, нашли родственников, много важных фактов прояснили и много интересных деталей про людей узнали, как они находили способы выходить из сложных положений. Например, как думаете, зачем нашим летчикам была нужна помада? Таких навигационных приборов, как сейчас, не было, в американских самолетах все, естественно, было написано не по-русски, измерения не в километрах и метрах, а в футах и милях. Вот и ставили летчики отметку-риску помадой на приборной панели, чтобы ориентироваться и не царапать панель. Прилетели – метки стерли.

А Пор-Бажын – это мечта с детства была. Хотелось узнать, откуда в одном из самых труднодоступных районов, посреди тайги, мало того – посреди озера, на острове, появилась крепость, кто, когда и каким образом построил ее здесь. Может быть, она могла быть ставкой на пути возвращения Чингисхана из Самарканда? Но экспедиции РГО опровергли эту версию, оказалось, что возводить здесь что-то начали еще за несколько сотен лет до Чингисхана – летом 777 года, а назначение строения не фортификационное, а культовое – это был манихейский монастырь.

Президент РГО Сергей Кужугетович Шойгу в экспедиции «Кызыл – Курагино»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Саксаулы вместо волн Саксаулы вместо волн

Аральское море сегодня стало символом экологической катастрофы

Вокруг света
Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось

Почему зумерам и миллениалами так сложно взаимодействовать друг с другом?

Правила жизни
Путём Одиссея Путём Одиссея

Что на самом деле могло лежать в основе великой поэмы о путешествии Одиссея?

Дилетант
Бросок «Кобры» Бросок «Кобры»

История американца Кэрролла Шелби, который на «Форде» обыграл «Феррари»

Ведомости
Клара Лучко. Настоящая казачка Клара Лучко. Настоящая казачка

По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний

Караван историй
Автобиографии бизнесменов: топ-10 по версии «Инк.» Автобиографии бизнесменов: топ-10 по версии «Инк.»

Автобиографии предпринимателей, которые помогут понять, как строить бизнес

Inc.
Мы смотрим на рынок Китая Мы смотрим на рынок Китая

Что становится драйверами роста для цифровых платформ

Эксперт
Следствие вели Следствие вели

Как множество специалистов не смогли выяснить все детали дела Кеннеди?

Дилетант
Аркадий Водахов Аркадий Водахов

Как технарь с филфака Аркадий Водахов оказался в кресле генпродюсера ТНТ

Собака.ru
Исследование: правда ли что люди выглядят, как их питомцы? Исследование: правда ли что люди выглядят, как их питомцы?

В действительности есть ли сходства между хозяевами и их собаками?

ТехИнсайдер
От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино

Вспоминаем культовых персонажей актера Михаила Ефремова

Правила жизни
Знания не купишь Знания не купишь

Эффективно ли обучение онлайн и на что можно рассчитывать после его прохождения

Ведомости
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
Чтобы глаз радовался Чтобы глаз радовался

Как украсить стены без картин и постеров

Лиза
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы

Стоит ли возвращать уволившихся сотрудников, и как это правильно сделать

Forbes
Еда до и после тренировки Еда до и после тренировки

Ты усердно тренируешься, но никак не можешь похудеть?

Лиза
Вечный дозор: феномен Тимура Бекмамбетова в 10 его фильмах Вечный дозор: феномен Тимура Бекмамбетова в 10 его фильмах

10 проектов, которые расскажут о пути Тимура Бекмамбетова в кино

Правила жизни
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году

Технологии искусственного интеллекта покушаются на бизнес поисковых сервисов

Forbes
Валентин Макаров Валентин Макаров

Как Валентин Макаров осваивает миллиардный айтишный рынок Индии

Собака.ru
Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает

Кросс-промо: как найти хорошего партнера и построить успешную коллаборацию

Inc.
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Я не решаюсь проявить себя Я не решаюсь проявить себя

Что нам мешает реализовать способности в их полноте?

Psychologies
Футбольно-магнитная аномалия Футбольно-магнитная аномалия

Как Сергей Галицкий сделал «Краснодар» лучшим российским клубом

Деньги
Как стать лучшим мужчиной в постели девушки: секс-эксперт Трейси Кокс поделилась секретами Как стать лучшим мужчиной в постели девушки: секс-эксперт Трейси Кокс поделилась секретами

Что служит причиной неудовлетворенности женщины и как это исправить

Maxim
Черное зеркало Черное зеркало

Aito Seres M5 – достойная замена Mercedes-Benz в России

Автопилот
Открыть в приложении