Почитатели стихий

На Западе о четырех первоэлементах – огне, воде, земле и воздухе – рассуждали и древнегреческие философы, и средневековые алхимики. В восточной традиции таких основополагающих элементов пять. Жители Китая всегда придавали большое значение поддержанию гармонии между ними – и при императорах, и в современном мире.
В очереди в Запретный город я стою среди людей, переодетых в императоров, наложниц и министров. В последнее время в Китае стало модно примерять на себя образы исторических персонажей и фотографироваться на фоне достопримечательностей. Музей Бывшего дворца – самая востребованная локация для таких фотосессий, ведь в прошлом это была главная резиденция китайских императоров в Пекине. Отсюда они правили Поднебесной почти пять веков. В имперские времена попасть сюда можно было только по высочайшему приглашению. Министры входили в дворцовый комплекс через боковые двери Полуденных ворот Умэнь, избегая срединного пути, предназначенного для августейших особ. Сейчас каждый может пройти посередине, представляя себя императором. После Синьхайской революции 1911–1912 годов, когда страна стала республикой, императорская семья прожила здесь еще 13 лет, а когда ее изгнали, в 1925 году был создан музей Бывшего дворца, или, по-китайски, Гугун. С тех пор Запретный город доступен всем желающим.
Миновав пункты досмотра, разворачиваю карту и осматриваюсь. Императорскую резиденцию недаром называют городом: на огромной территории, огороженной высокой стеной с башнями, – более 70 дворцов, административные и жилые здания, улицы, площади, мосты и четыре сада. Все это когда-то сооружалось по продуманному плану, ведь главное место в Поднебесной должно быть организовано в соответствии с законами вселенской гармонии. А они в мировоззрении жителей Китая основаны на взаимодействии Усин – пяти элементов, или стихий: дерева, огня, земли, металла и воды. Запретный город – настоящая энциклопедия китайской истории и культуры, и изучить его за один день просто нереально. Моя сегодняшняя цель – увидеть, как воплощалась философия Усин в архитектуре императорской резиденции.

Гармоничное воплощение
Территория резиденции делится на две части. Во Внешнем дворе – административные здания, где император занимался государственными делами и принимал чиновников, во Внутреннем – жилые дворцы, предназначенные для правителя, для женщин его гарема и для прислуги. План Запретного города продуман в соответствии не только с философией пяти стихий, но и с концепцией инь и ян. Ян – это воплощение света, тепла, мужского начала, а инь – темноты, холода и женского начала. Внешний двор резиденции, где трудились мужчины и куда можно попасть через южные ворота Умэнь, соответствует началу ян, а Внутренний, где жили женщины и откуда выходили через северные ворота Шэньумэнь, – началу инь. На эту двойственную структуру накладываются «зоны ответственности» пяти стихий. Согласно философии Усин, пяти элементам соответствуют пять направлений, а также пять цветов: огонь – юг – красный; дерево – восток – зеленый; вода – север – черный; металл – запад – белый; земля – центр – желтый.
Ворота Умэнь самые большие и роскошные в Запретном городе и олицетворяют стихию огня. Они ярко-красного цвета, и местные считают, что с виду это сооружение напоминает взмахнувшую крыльями огненную птицу Чжу Цюэ – хранителя Юга в китайской мифологии. Согласно учению о пяти элементах, огонь порождает землю. Император – Сын Неба – земной правитель, потому крыши его резиденции покрыты черепицей желтого цвета. Свернув карту, я направляюсь в центр Запретного города – средоточие стихии земли.