Дух большой воды

На границе Парагвая и Аргентины в лесах живут племена народа гуарани. Считается, что именно они когда-то первыми открыли комплекс водопадов и дали ему очень точное название – «И-гуачу», что значит «Большая вода», которое с заселением региона испанцами постепенно преобразовалось в привычное нам «Игуасу». Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?
Водопады Игуасу действительно впечатляющи: высота, с которой вода обрушивается вниз, достигает 80 метров с лишним. Самый крупный водопад называется Глоткой Дьявола.
Когда гуарани освоили эти земли и впервые увидели водопады, точно неизвестно – письменности у народа не было, а значит, не было и каких-либо летописей. Однако мифы предков и представления их о мире народ сохранил. Одна из легенд объясняет мистический ужас гуарани перед «Большой водой». Несмотря на то, что они – единственные, кому разрешен бесплатный проход на территорию комплекса в рамках национальной программы поддержки коренного населения, гуарани к водопадам подходят редко. Вся жизнь проходит вдали от них.
«Согласно нашей легенде, в Большой воде живет злой дух. Именно он когда-то рассек речное русло и создал мощные водопады, – рассказывают жители одной из деревень. – Раз в год наши предки приносили в жертву богу Мбоя самую красивую девушку племени. Однажды возлюбленный обреченной на смерть красавицы похитил ее и уплыл на пироге по течению реки. Божество разгневалось и преградило путь влюбленным, разрубив землю и создав обрывы с гигантскими водопадами. Влюбленных так и не нашли, ласточки до сих пор ищут их в пучине».
Если все же нужно сходить к водопадам, гуарани проводят специальный обряд, чтобы защитить себя от злых духов: для этого входят в транс с помощью ритма, задаваемого стуком бамбуковых палок по земле.
Составить некое представление о ритуале могут редкие туристы, забравшиеся в эти дебри. Но, во-первых, им приходится довольствоваться имитацией, демонстрируемой детьми племени (считается, что ребенок не может призвать духов), а во-вторых, туристы не знают, что на самом деле видят – им обряд преподносят как приветственный и желающий удачи. Так племена защищают свой мир и мир духов от излишнего любопытства вездесущих туристов. По той же причине у людей народа два имени – одно гуарани, данное при рождении шаманом, а другое – испанское. Так, например, одного из моих проводников, который живет в деревне с племенем, но учится в университете в городе, называют испанским именем Мелисио, но для соплеменников он по-прежнему Ту-Паа, что значит «благословенный богом».
Кстати, больше шансов увидеть похожую на настоящую жизнь племени будет, если приехать в поселение в сопровождении такого местного жителя. Мне удалось побывать в одной из четырех деревень гуарани, находящихся в 15 километрах от аргентинского городка Пуэрто-Игуасу. До места нас довез друг Мелисио Сандро – выходец из племени, работающий в городе таксистом. Правда, гуарани он только наполовину – по линии матери, его отец – аргентинец.
«Как же вы живете у водопадов, боясь их?», – спросила я у Сандро. «Гуарани речные жители. Реки дают им и питье, и еду, они – их жизнь. От водопадов им ничего не нужно».
Пройдя по деревне, мы заметили общую кухню – хижину с пальмовой крышей, где, как будто в подтверждение нашего разговора, местная жительница чистила большую рыбину. Рядом с ней стояла корзина с приличным уловом.
«Это ее муж наловил в реке?» – спросила я у Сандро. Тот быстро замотал головой. «В племени рыбачат только женщины. Лодка и удочки им не нужны. Женщины собирают в джунглях листья растения бабаско, толкут их и смешивают выделяющийся ядовитый сок с глиной. Получившиеся шарики бросают в реку, в воде глина растворяется, а яд дает необычный эффект: рыба сама выходит на поверхность, и ее собирают сетью, сплетенной из веревок, которые делают из волокон пальмовых листьев. Раньше считалось, что все дело в магии».