У нас так принято
Сложно сказать, действительно ли все счастливые семьи похожи друг на друга, но кое-что общее у них есть: радостные воспоминания, привычные, наизусть выученные истории, которые можно слушать по сто раз, и обязательно – добрые, согревающие традиции.
Над ними, традициями, могут посмеиваться, но их всё равно не забывают – как помнят о том, что пришла пора достать из буфета парадный сервиз или повесить на елку, в самый центр, синий шарик со снежинкой внутри (он один такой остался, из бабушкиного набора). Почему же всё это так важно?
Сначала было
Любимые традиции – понятие, не лишенное магии. Не всегда получается объяснить другим или даже осознать самой, почему так важно выкладывать свежеиспеченные пирожки именно на то блюдо с золотыми завитками, добавлять в воскресный кофе кардамон или смотреть первого января «Падал прошлогодний снег». Но эти простые действия, не несущие какой-то особой практической ценности, умеют приободрить, успокоить, создать уют и настроение.
При этом у настоящей, крепкой традиции всегда есть своя история. Она рождается в тот момент, когда буквальное, практическое по какой-то причине переходит в разряд символического. Сначала мы читаем ребенку перед сном, потому что ему это нравится, а буквы он пока не знает. Потом дитя растет, крепнет, обзаводится немаленьким размером ноги и нелегким характером, а все семь томов «Гарри Поттера» способен уже сам проглотить за неделю. Но вечерние полчаса за книжкой по-прежнему сохраняют статус вашего времени на двоих.
Подобное случается не только с семейными традициями, но и культурными, и даже религиозными. Так, Рождество постепенно (и с легкой руки Диккенса и Гофмана) превратилось в сказочное время, когда происходят чудеса и распродажи, а пасхальные куличи стали, в первую очередь, ассоциироваться с уютным запахом ванили и магией на кухне, а уж потом – с библейскими символами.
Да что там общественно значимые куличи, фамильные рецепты домашних пирогов и тортов наверняка появились не просто так. Стоит чуть копнуть, и окажется, что прабабушка первый раз приготовила свой фирменный «Наполеон», потому что у нее сломалась духовка, а ломкие коржи для императорского торта можно было поджарить на сухой сковороде. И тут же вспомнится, что тетя по папиной линии изобрела шарлотку с тройной порцией яблок в год небывалого урожая антоновки на даче.
Мы можем не знать подробностей, но всё равно ощущаем эту родовую энергию традиций, идентифицируем себя с определенной группой людей или целым народом и чувствуем незримую опору за спиной. И рецепты переписываем от руки – потому что иначе пирог не получится…
Знание семейной истории, в том числе и самых засекреченных ее страниц, помогает лучше понимать себя и свои мотивы, а значит – избегать сложных ситуаций и не скатываться в магию загадочных «родовых проклятий», которые строятся не на черной магии или роке, а исключительно на тайне и недоговоренности. Девочка где-то случайно слышала, что бабушка в юности то ли сбежала из дома с красавцем-офицером, то ли была похищена им, объяснения не получила, но зато обрела жгучий интерес к роковым романам и опасным молодым людям. А если бы та же история подавалась без тайн, как пример наследственного бурного темперамента, проще было бы научиться с ним (и с опасными молодыми людьми) обращаться.
Я сама
От первого лица
Инга, 36 лет: «Однажды я поняла, что у меня давно нет ни времени, ни сил на себя. Доедая в очередной раз на завтрак остывшую детскую кашу, решила, что больше так жить не хочу. С тех пор я ставлю будильник на полчаса раньше, варю себе кофе, делаю тосты и смотрю сериал, а потом приступаю к остальным делам. А если их нет, то включаю и вторую серию! Мелочь, но это настраивает на хороший день».
Арина, 28 лет: «В какой-то из жизненных кризисов я собралась и спонтанно поехала в Питер. Там гуляла одна, грелась в кафе и барах, вечерами читала и в итоге придумала, как из своего кризиса выходить. Теперь в любой непонятной ситуации я беру билет в Петербург: у меня там уже есть любимый отель, кафе, книжный. Подруги спрашивают, не думаю ли я переехать насовсем, но нет: куда же я тогда буду сбегать от рутины и печали?»
Обычаи могут быть не только семейными, но и твоими, личными, индивидуальными. Возможно, привнесенными из юности, студенческого быта, или просто со временем прижившимися. Они имеют большое значение для психологического комфорта, дарят покой и радость, создают ощущение стабильности и того, что ты управляешь своей жизнью хотя бы в том, что касается выбора молока для кофе утром и фильма вечером. И вот уже хаос не так пугает, а планирование будущего дается проще.