Речь о деталях
С тех пор как благодаря Стиву Джобсу телефон из устройства для разговоров с мамой превратился в мерило успеха и идеальный объект желания, появления российского смартфона ожидают как чуда. «Правила жизни» изучили рынок и выяснили у экспертов, возможны ли подобные чудеса в жестоком мире потребительской электроники.
Со времени презентации первого iPhone смартфон превратился из просто удобного технического приспособления в объект желания, символ личного успеха и, что более важно, в мерило достижений национальной промышленности, каким были когда-то полеты в космос. У Китая давно есть своя собственная космическая программа, но когда хотят подчеркнуть, что КНР догоняет и перегоняет Америку, вспоминают не ее, а Huawei и Xiaomi. Дальше следует вопрос: а что же российский смартфон? возможен ли он?
Нужно заметить, что последние 15 лет география мировой индустрии гаджетов сильно поменялась. В США есть Apple, Motorola и флагманы от Google, есть Южная Корея с «Самсунгами», есть огромный Китай, есть Япония, поддерживающая на плаву Sony и еще несколько марок для внутреннего потребления, есть Вьетнам, который понемногу проникает на внешние рынки. Есть, наконец, Турция и северокорейские смартфоны «Ариран» и «Пхеньян» (полностью сделанные в Китае).
Тех стран, которые мы привыкли считать развитыми, на рынке смартфонов уже давно нет. Умерла канадская марка BlackBerry, чьи аппараты так любил Барак Обама. Нет больше Sony Ericsson, с которых в свое время и начиналась индустрия смартфонов. Не сумев оптимизировать бизнес-процессы, окончательно затихла Nokia, которую не спасло партнерство с Microsoft. Британская Fly провела ребрендинг, но все равно делает теперь кнопочные телефоны. Еще живы французский бренд Wiko и словацкий Prestigio, но фактически это давно уже «китайцы» в европейской обертке.
Поэтому первый вопрос, который встает перед любым производителем гипотетического российского смартфона, – это «А зачем нужен российский смартфон?». И что еще в нем должно быть, кроме патриотизма, чтобы заинтересовать покупателя, если это не удается даже немцам и канадцам?
Алексей Королев, эксперт по кибербезопасности:
«Китайские смартфоны когда-то выстрелили за счет дешевизны и массовости: почти как iPhone, но не iPhone, почти как Samsung, но не Samsung. Так было, пока китайская индустрия не наработала опыт производства базовых компонентов; на следующем этапе из всего множества китайских марок популярными стали четыре или пять. В первую очередь – за счет внутреннего китайского рынка, во вторую – за счет рынка бедных стран Африки.
Посмотрим на российский внутренний рынок. Это примерно 70–80 миллионов потенциальных пользователей смартфонов, исключая стариков, детей и тех, кто принципиально будет пользоваться только «кнопочниками». Из оставшихся ощутимый процент составляют условные «городские хипстеры», которые всегда предпочтут iPhone, пусть даже не последней модели. Примерно такой же сегмент занят премиальными аппаратами на Android от Samsung, Huawei и прочих. Средний ценовой уровень почти полностью отдан китайцам – Xiaomi, Honor, Realme; сейчас в эту нишу активно заходят вьетнамцы с Vsmart и Infinix.
Все эти бренды придется победить российскому смартфону, чтобы доказать свое право на существование. Стоит отметить, что начать сразу с премиум-сегмента не получится – для него отсутствует технологическая база. Выстраивать ее придется долго, и здесь важно понимать, что для цифровой продукции важнейшей характеристикой является time-tomarket – временной интервал между анонсом нового продукта и датой начала продаж. Почему проваливались попытки сделать «народный» смартфон на краудфандинговых платформах? Именно потому, что time-to-market у них составлял два-три года, после которых на рынок попадало морально устаревшее и при этом слишком дорогое устройство.
В настоящий момент у России вообще нет собственных технологий для телефонов – ни процессоров, ни матриц для камер, ни самих камер. Вероятно, можно было бы делать корпусы и наладить отверточную сборку. Хуже всего с процессорами: есть «Байкал», копия устаревшего китайского MediaTek, перепакованная для смартфонов, и делать на таком процессоре современный смартфон затруднительно – пользователь в конце концов захочет посмотреть YouTube или зайти в TikTok, а с этим возникнут проблемы».