Вежливость, терпение и позитив: чего не хватает россиянам, которые ищут работу в США
Несмотря на стремление некоторых российских компаний заимствовать лучшие западные практики корпоративной этики, подход к найму все еще радикально отличается от американского. Россияне, которые перебрались на Запад и пытаются искать работу (или сотрудников), зачастую с удивлением обнаруживают, что их обычное поведение производит на собеседников шокирующее впечатление, а стандартные вопросы воспринимаются как грубость. Forbes разбирался, зачем нужны «разговоры ни о чем» на собеседованиях и почему не надо принимать вежливость за предложение о работе.
Многие российские работодатели следят за мировыми тенденциями в области корпоративной культуры, и за последние годы процесс найма в респектабельные компании стал более прозрачным и стандартизированным. Однако, говорит партнер Odgers Berndtson Russia Дарья Тулубенская, между США и Западной Европой, с одной стороны, и Россией, с другой, все еще существуют различия, связанные с культурными и организационными особенностями каждой страны и компании.
Например, по ее словам, российские компании могут придумывать роли «под кандидата», которых нет в структуре, в то время как американские компании обычно имеют четко прописанные грейды и иерархию, от которых сложно отклониться. Некоторые из таких различий неочевидны для переехавших на Запад россиян, находящихся в поисках работы или, наоборот, ищущих сотрудников для своих стартапов, и они оказываются не готовы к реакции, которую вызывают их действия. Причем проблемы могут возникнуть на всех этапах, начиная с рассылки резюме и заканчивая правилами поведения после получения офера.
Внимание к соцсетям
Работодатели в США обращают внимание на активность соискателя в соцсетях. И самая главная с этой точки зрения соцсеть — заблокированный в России LinkedIn. Эксперты настоятельно рекомендуют уделить внимание своему профилю: считается, что там можно получить наиболее подробную и правдивую информацию о карьерном пути претендента. «В других социальных сетях не должно быть компрометирующих сотрудника постов или высказываний, которые могут причинить вред деловой репутации компании», — рекомендует управляющий партнер юридической фирмы «ГК ЛИГАЛ» Кирилл Гавриличев.
В американских компаниях более 85% предварительного отбора осуществляется через LinkedIn даже при высокой стоимости корпоративных тарифов на публикацию вакансий, говорит эксперт в области управленческого и HR-консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Inc Алексей Клочков. «Во-первых, там сидят ориентированные на карьеру специалисты с мало-мальски подтвержденными навыками, а даже минимальные доказательства профессионализма полезны в ситуации, когда каждый первый соискатель обладает первоклассными навыками самопрезентации. Во-вторых, пользователи LinkedIn нормально, даже доброжелательно, воспринимают так называемые холодные запросы — когда рекрутер пишет напрямую и рассказывает о вакансии», — добавил Клочков.
Проверка рекомендаций и несколько собеседований
Отличия между российским и западным подходом появляются и при отборе кандидатов. В России только в топовых компаниях, а также на технологичном производстве смотрят на качество образования кандидата и уровень диплома. В США и странах Европы на вуз обратят внимание обязательно, подчеркивает Клочков. По его словам, при отборе на Западе используются специальные программы — ATS (applicant tracking systems), которые, по сути, аналогичны банковскому скорингу. «С одной стороны, это сокращает ручной труд. С другой, лишает шансов нестандартных кандидатов — или недостаточно опытных, чтобы внести в резюме ключевые слова, на которые ориентируются программы», — говорит эксперт. В российских компаниях, продолжает он, подобный подход пока не распространен и рекрутеры ограничиваются беглым просмотром резюме с сортировкой по стопкам либо экспресс-оценкой превью резюме на сайтах по поиску работы.
Американские компании гораздо реже российских дают шанс джоб-хопперам, то есть кандидатам, часто меняющим работу, — особенно в разработке, инженерном деле и IT, предупреждает Клочков: «Хотя в англоязычном интернете активно обсуждают преимущества таких кандидатов, например высокую адаптивность и разнообразный опыт, каждый рекрутер держит в уме стоимость найма кандидата и сроки его «выхода на окупаемость» для бизнеса».
Один из обязательных этапов отбора в США — проверка рекомендаций, говорит Клочков. Звонок предыдущим работодателям — единственный способ оценить истинную ценность кандидата, пояснил он. При этом в России пока звонят лишь при отборе на топовые позиции. «Рекомендации, кстати, тот клей, который держит в целом не слишком регламентированную структуру трудоустройства в США. С одной стороны, любой сотрудник может уволиться одним днем и уйти к конкурентам. С другой — бывшему работодателю будет что о нем сказать нелестного тем, кто однажды позвонит и поинтересуется», — уверен эксперт.
По словам Гавриличева, в США крупные юридические фирмы, заинтересованные в квалифицированных специалистах, например, зачастую не выкладывают вакансию в открытый доступ, а предпочитают находить сотрудников в LinkedIn или на сайтах конкурентов. Иногда фирмы пользуются рекомендациями коллег, за которые в некоторых случаях может даже уплачиваться вознаграждение (так называемый referral fee).
Если говорить о найме на позиции топ-менеджмента, в США таким подбором занимаются специальные рекрутеры, кандидат проходит психологическую проверку, а также проверку коммуникативных навыков и стрессоустойчивости, говорит основатель Академии бизнеса и стратегического маркетинга Юлия Корчагина-Озджан: «Очень часто позиции отбирают по психотипу, всегда есть теоретическая часть, экзамен и практическая часть. Сильно смотрят на мотивации сотрудника, есть пять — семь ступеней отбора. В России это стало появляться только последние 10 лет, мы стали брать западные модели, поскольку они качественнее отбирают людей на позиции и менеджер в целом работает продуктивнее и приносит больше денег компании».
Шанс, что кандидат получит ответ от американской компании после первой же отправки резюме, не очень высокий, предупреждает создательница канала про поиск работы в США Prodcast и бывший продакт-менеджер в Apple Анна Наумова. По ее оценке, если кандидат получит ответы на 5-10% из своих откликов, — это уже хороший результат. Если доля положительных откликов составит 1%, значит, скорее всего, с резюме что-то не так. «Нужно готовиться к тому, что ты закидываешь свои заявки в черную дыру. Я для себя вывела такое правило, что если не получаю ответа в ближайшую неделю или две, то о вакансии можно забывать», — говорит она.
Следующий этап — рекрутерский скрининг, когда по отправленной заявке кандидату после предварительной договоренности звонит рекрутер, продолжает Наумова. После звонка он принимает решение — показывать резюме нанимающему менеджеру или нет. Вам об этом могут ничего не сообщать. Нанимающий менеджер, в свою очередь, может сказать, что не заинтересовался. Если резюме ему понравится, вас пригласят на собеседование с этим менеджером или командой. «Чем дальше продвигаешься, тем больше требований и больше вероятность того, что тебе все-таки дадут какой-то ответ. Но у меня было и такое, что после интервью с нанимающим менеджером мне ничего не ответили», — рассказала Наумова.
Она вспоминает, что у нее бывали неприятные примеры общения и с российскими, и с американскими компаниями. Так, с одной из американских компаний она общалась около двух месяцев, прошла много этапов собеседований с разными людьми, после чего ее пригласили на онсайт-интервью (обычно это несколько очных интервью разной направленности, которые проводятся подряд в офисе компании. — Forbes). «Они оплатили мне все: эта поездка обошлась в $2000. Я прилетела, они мне дали задание, я его сделала, оформила. На подготовку и само собеседование я потратила в общей сложности, наверное, неделю вместе с перелетом. И в итоге, уже прилетев на место, я открыла вакансию и увидела, что она изменилась: из продакт-менеджера вакансия трансформировалась в технического менеджера проектов. А это вообще другая роль. В итоге меня начали собеседовать как кандидата уже на эту новую вакансию и предсказуемо отказали», — вспоминает она, удивляясь, что компания готова «выбрасывать» деньги на такие заведомо бессмысленные мероприятия.