Владимир Кошевой вспоминает, как ездил на пробы в Москву на электричках зайцем

Караван историйЗнаменитости

Владимир Кошевой: «В моей жизни искушений было немало»

После Раскольникова звали в различные шоу, а я не хотел ни петь, ни танцевать, ни кататься на коньках. И пошел рабочим на стройку, красил стены, полировал доски, вытаскивал из них гвозди. Есть-то надо... У меня была абсолютная нищета. Я нуждался. На пробы из Питера в Москву ездил на электричках зайцем...

Наталья Николайчик

Фото: Игорь Панков

олодя, я стала подсчитывать, сколько всяких исторических персон ты играл, у меня получилось четырнадцать. Мне кажется, ты уже Безрукова опередил. Недавно к этому списку прибавился Врубель из проекта «Арт и Факт» Первого канала. Это исторические новеллы об известных русских художниках. Как к тебе пришел этот проект?

— В последнее время, если честно, интересных сценариев мало. И когда появился «Арт и Факт», мне предложили роль другого художника, прочитал и... отказался. Роль была не «моя». И я сказал, вот если бы про Врубеля снимали — вот это было бы интересно. На другой день прислали сценарий про Врубеля. Но и от него в восторг я не пришел. Все схематично: «развернуться негде», ничего не понятно про героя. В общем, много вопросов было... тем не менее мне хотелось познакомиться с режиссером Олегом Гусевым, который снимал клипы для всех первых артистов эстрады в девяностых, и мы вместе еще раз почитали сценарий:

— М-да, красивая пустота.

— Надо наполнить.

— Ну, тогда будем наполнять, — согласился я.

Помнишь, как в сказке Шварца: «А ты попробуй сделать живое еще более живым...» Но это был не наш случай. И вся творческая группа лучших художников студии «Ленфильм» сделала в невозможно короткие сроки маленький шедевр.

«Вся творческая группа лучших художников студии «Ленфильм» сделала в невозможно короткие сроки маленький шедевр». Владимир Кошевой в роли Михаила Врубеля в фильме «Арт и Факт», 2023 год. Фото: Первый канал

— Почему так выходит, что ты играешь самые тяжелые роли, если надрыв, сумасшествие...

— Да, интересно складывается: большинство ролей, что называется, с трудной судьбой. Видимо, для баланса, чтобы в жизни было поменьше проблем, я все это «проживаю» на экране. Наверное, действительно там наверху моя история написана. Эти безумные смены, когда снимали про Врубеля, давались, конечно, потом и кровью. Но в жизни был, слава Богу, полный штиль.

«И я сказал, вот если бы про Врубеля снимали — вот это было бы интересно. На другой день прислали сценарий про Врубеля». Владимир Кошевой в роли Михаила Врубеля в фильме «Арт и Факт», 2023 год. Фото: Первый канал

— Я Врубеля очень люблю, могу зависнуть в его зале в Третьяковской галерее надолго.

— Там действительно можно застрять на несколько часов, стоя напротив одной картины... Помнишь, когда-то в нашем детстве была серия «Мои первые книжки»? У меня был Лермонтов с иллюстрациями Врубеля. Еще одна из моих любимых книжек — это воспоминания Константина Коровина. Эту книжку можно с разных страниц читать — и смешно, и страшно, и про детство, и про своих современников, и написана таким языком, что какие-то цитаты невозможно забыть. Конечно, я сразу вспомнил про нее и полез посмотреть, что он писал про Врубеля. История про цыпленка в первой сцене — это оттуда. Но, конечно, книги и картины — это прекрасно, но они не очень помогают, когда нужно выстраивать роль. Помнишь, как в фильме «Интердевочка»: «Кисуль, тебе твой диплом института культуры в постели помогает?» Сколько бы книг ты ни прочитал, каким бы багажом знаний ни обладал, на съемочной площадке это не важно. Главное — сколько ты энергетических сил вложишь. Ведь кино — это энергия глаз.

Мне очень понравилось впечатление писателя Евгения Водолазкина после премьеры «Арт и Факта». Он сказал: «Слушай, это же сонеты... Это такое признание в любви, очень короткое и красивое».

— Да, эта серия фильмов про художников — произведение искусства.

— На общем фоне это маленький бриллиантик. А то, что я сыграл так много исторических персонажей, даже удивительно. Честно говоря, никогда не задумывался, что я это вообще буду играть. Мне еще в ГИТИСе говорили, что я никогда не сыграю русских героев.

— Но ты опроверг это, сыграв Раскольникова. Уже много лет школьники в рамках программы читают «Преступление и наказание», а учителя прямо на уроках включают сериал с тобой.

— За это моя личная благодарность учителям русской литературы. Когда заканчивается какой-то спектакль, я всегда вижу 14—16-летних зрителей. Они приходят, кого-то еще приводят, и их становится все больше и больше.

— Ты идеальный романтический герой, чтобы влюбляться. Я читаю отзывы у тебя в соцсетях, многие очарованы тобой.

— Это девочки, которые либо еще ничего не читали и ничего не знают и только совершают первые открытия, и моя задача их направить. И потом кто-то поступает в художественную школу, еще куда-то и рассказывают, что они прочитали или увидели. Они пишут об этом в соцсетях или после спектакля подходят и говорят: «Спасибо вам, мы не знали, мы открыли, мы прочитали, мы нашли...» Я радуюсь, когда родители говорят: «Девочки стали читать, просят, чтобы их привезли в Москву в Третьяковку или в Пушкинский или в какие-то театры». Как-то ко мне подошли родители и сказали, что дети перестали употреблять запрещенные препараты и легли в реабилитационную клинику. Это же прекрасно!

Иногда приходят целыми семьями. На последний спектакль «Рождение Сталина» в этом сезоне специально приехала семья из Челябинска — папа, мама и дети-подростки. А когда узнали, что на следующий день «Женитьба», они остались. Так уж вышло, что родителей в театр привели дети, которые знают меня по «Преступлению и наказанию».

«Иногда приходят целыми семьями. На последний спектакль «Рождение Сталина» в этом сезоне специально приехала семья из Челябинска — папа, мама и дети-подростки». Владимир Кошевой в спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина». Премьера 22 февраля 2019 года. Фото: Владимир Постнов

— У тебя есть сумасшедшие поклонники?

— Есть те, от которых прячусь, которые донимают. Самая жуткая история, когда поклонница писала мне в соцсетях с разных аккаунтов: «Гори в аду» и угрожала, что обольет кислотой, потому что Сталина нельзя играть. А как-то она пришла на спектакль, и меня выводили через запасной вход, который обычно закрыт. На самом деле еще раньше охраны ее вычислили по неадекватному поведению мои хорошие поклонницы...

У меня про поклонниц еще есть одна гениальная история. И совершенно не страшная, про прекрасных дам. Только-только на почте ввели правило, когда нужно брать талончики. Я пришел на почту, никого нет, мой номер 1885. Почта пустая. И где-то в стороне две пожилые дамы на меня косятся. Вдруг одна направляется ко мне и говорит:

— Простите, пожалуйста, вы же артист?

— Да.

— Вот мы не можем вспомнить вашу фамилию. То есть мы все роли ваши знаем — перечисляет 150 ролей — и не понимаем: вы Котовский или Петлюра?

— Кошевой.

— Зина, это из Второй мировой войны! — кричит она своей подруге.

И потом они узнали, что я в Александринке, в БДТ и в Театре Наций играю и стали приходить на мои спектакли...

— Когда на твоей орбите появляются суперсложные роли, это как-то влияет на твою судьбу?

— Раскольников, конечно, повлиял. После него у меня начался тяжелый период, когда я не хотел вообще ничего. Но мы с Шемякиным уже работали над его «Гофманиадой». Михаил Михайлович — особенный человек. Вокруг него мистицизм, страшные персонажи, но это его мир, он так видит Гофмана. И я понимал, что то, как он видит, как это создает, — это шаманство. Он рисует ужасы, но в то же время это к нему не имеет никакого отношения. Он умеет держать дистанцию. И он меня этому научил. Когда ты в воду наливаешь масло, она его отталкивает — здесь то же самое. До какого-то времени это все было интуитивно, а потом уже я понял, что это правила игры, их нужно принимать. Тебе же уже все по полочкам разложили, по лбу постучали, что надо дистанцироваться.

«Роль Раскольникова, конечно, повлияла. После него у меня начался тяжелый период, когда я не хотел вообще ничего». Владимир Кошевой. Фото: Игорь Панков

— А были опасные моменты, когда ты переходил грань и понимал, что сходишь с ума?

— Нет, я чувствовал смертельную усталость. Я «высох» после Раскольникова, и душевно, и энергетически. Эта роль как будто забирала мою настоящую жизнь. Я думал, если искусство требует таких жертв, если такая плата за то, чтобы сыграть хорошую роль, — я так больше не хочу! С другой стороны, я уже тогда прекрасно понимал, что таких ролей больше не будет. Потому что это вершина литературы. Если бы я знал, что впереди будет роль молодого Сталина — спектакль идет на сцене Александринки уже пятый сезон! И эта непростая роль также отнимает много сил: организм начинает готовиться за день до выхода на сцену — и сна, и настроения нет. Но и после спектакля тяжело восстанавливаюсь, мало общаюсь, чтобы не сорваться.

«Я «высох» после Раскольникова, и душевно, и энергетически. Эта роль как будто забирала мою настоящую жизнь». Владимир Кошевой в роли Родиона Раскольникова в сериале «Преступление и наказание», 2007 год. Фото: из архива В. Кошевого

— А есть что-то такое, что тебе обязательно хочется сыграть?

— Как-то на одном из федеральных каналов запускали сериал «Монтекристо». Я получил папки со сценарием, где было написано большими буквами «МОНТЕКРИСТО», я их практически обнял и подумал: «Боже мой, неужели это Дюма?! Неужели я сыграю Монте-Кристо?!» Когда мне было 10—12 лет, мы с друзьями переписывали в виде пьес романы Дюма «Три мушкетера», «Виконт де Бражелон», «Граф Монте-Кристо»... Так вот, я взял сценарий в самолет, открыл, а там шняга про какую-то квартиру. Я так смеялся, думал: «Какой же ты болван! Ну кто здесь будет снимать Дюма?»

Вообще, я так много не сделал, хотя мог бы сделать, и говорил «нет», потому что просто не хватало сил. На Би-би-си делали экранизацию Диккенса «Тайны Эдвина Друда» — интереснейший проект. Я два раза съездил на пробы, чуть не умер от напряжения, понял, что не справлюсь, и не поехал на финальные пробы. У меня энергии не было на дубль Раскольникова. Там сто съемочных дней пришлось бы ходить по мрачным декорациям, выглядывать из-за них и страдать, я испугался...

Знаешь, когда я снимался в «Преступлении и наказании», то вел дневники. И вот однажды у Михаила Михайловича Шемякина я познакомился с одной удивительной женщиной Патрисией Дарре, очень знаменитым во Франции медиумом. Незадолго до моего прихода она сказала: «Сейчас войдет молодой человек, я не знаю почему, но он связан с Достоевским. И он будет с Федором Михайловичем». А никто, кроме Шемякина, не знал, что приду я. Патрисия Дарре мне очень многое из моей прошлой жизни выдала, про переезд, про то, что я живу между стран, и она не может понять, откуда я родом, но точно из какой-то страны, которая находится рядом с Россией. Это был фантастический вечер, она общалась с духом Достоевского. И она мне сообщила: «У тебя есть то, что Федору Михайловичу очень не нравится». Это были мои записи, она мне про это сказала. О них вообще ни один человек не знал. И вот, когда я их чуть позже открыл, то ужаснулся той черноте, которая там была, и сжег их...

С Патрисией мы общались в период работы с Изабель Аджани, с которой мы планировали снимать фильм «Мастер и Маргарита». Но Дарре сказала, что она видит только картинки и кино не будет. В итоге Бортко стал снимать свой фильм «Мастер и Маргарита», а наш фильм трансформировался в фотопроект, то есть по сути стал картинками. Представляешь?!

Еще она мне сказала, что у меня будет что-то связанное с игрой и с Достоевским, но не понимает что. Прошло довольно много времени, и у меня в БДТ появился «Игрок», где я занят вместе со Светланой Крючковой и Полиной Маликовой. Представляешь?!

Но не у одной Патрисии Дарре есть дар предвидения. Иногда я заглядываю в свои старые записи и понимаю, что многое было или запрограммировано, или интуитивно угадано Михаилом Михайловичем Козаковым. Он мне напророчил, что я буду играть пять главных ролей. Три я уже сыграл — в «Игроке», в «Женитьбе», в «Дубровском». Еще две осталось. Но о них я тебе не скажу пока.

Владимир Кошевой и Василиса Алексеева в спектакле Валерия Фокина «Женитьба». Фото: Владимир Постнов

— Ты потяни как-то подольше. Ты вообще мистически настроен?

— Да, я понимаю, что все это не выдумка, это есть.

— Какие мистические истории с тобой происходили?

— Их было десятки, я расскажу нестрашную. Я опаздывал на рейс, засыпая, попросил соседку, чтобы меня разбудила, потому что мы вместе должны были перейти на другой гейт. Она меня разбудила, но на мой рейс поменяли гейты, а я этого не узнал и улетел в другой город, не в Италию, а в Германию. Самолет приземлился, я звоню:

— Прилетел.

— А ты где? Мы тебя ждем.

И я вдруг понимаю, что все говорят на немецком языке. Но это был волшебный полет. Мы общались с Альмодоваром. Он хотел снимать кино про свое детство и рассказал мне всю эту историю, которую потом снял через много лет.

— Что касается встреч, ты настоящий счастливчик.

— Да, и в этих знакомствах много удивительных совпадений. Шемякин придумал куклу Гофмана, когда меня еще в его жизни не было, но почему-то он видел похожий на меня образ. Фильм же долго снимали, и он стал куклу подправлять под меня, добавляя узнаваемые черты. Мне было очень интересно смотреть фильм, потому что я помнил: в этом эпизоде у меня была сломана нога, а здесь рука, а здесь я вообще говорить не могу, нет сил. Мы же сначала записывали звук, а потом художники под звук движения делали. А потом, если получалось некачественно, переписывали. Я мог свою жизнь посмотреть через то, как менялась кукла.

— Как вы встретились с гением?

— С Шемякиным? В книжном магазине, ночью. Абсолютно мистическая история. Я жил в Петербурге на улице Некрасова у своих друзей, они уехали отдыхать и оставили мне свою неотремонтированную квартиру, в которой я обитал, когда еще снимался в «Преступлении и наказании». Там вместо штор висела простыня, я лежал на раскладушке, рядом — табуретка, и больше ничего. Я был в депрессии, как-то проспал дней пять, а потом наступила следующая ночь и я не мог сомкнуть глаз. И мне срочно захотелось почитать Мариенгофа. Я пешком пошел в книжный — было время, когда «Буквоед» напротив Московского вокзала работал ночью, — и там увидел Шемякина, вокруг которого собралась толпа. Все приставали с автографами. Выходил он из книжного магазина так: он тащил гору книг, его жена Сара тащила гору книг. И вот из его горы на землю падает диск с «Преступлением и наказанием». Я его поднимаю, говорю:

— А это я, Раскольников, — отдаю диск и иду...

— Подождите, телефон дайте, — останавливает меня Шемякин.

Это было в час ночи, а в 8 утра раздался звонок Сары: «Мы посмотрели весь фильм, приезжайте к нам». На протяжении долгих лет мы общаемся с Михаилом Михайловичем, я этим очень дорожу.

Еще, и это тоже мистика, я очень похож на того Раскольникова, которого Шемякин рисовал в юности, у него есть иллюстрация.

— Чем Шемякин тебя поразил?

— Однажды я видел, как на моих глазах рождался спектакль — за одну ночь он придумал балет «Коппелия». Я видел, как у него рождаются идеи. Я, открыв рот, внимал. А потом несколько бессонных недель он все это рисовал. Знаешь, такое удивительное ощущение, когда ты только недавно видел белый лист бумаги, и потом он оживает. Меня вообще белый лист пугает. Ты понимаешь, что нужно написать первое слово, и не знаешь, куда оно тебя приведет, сможешь ли продолжить эту мысль. А Шемякин уже знает, как закончить. У него дар, он может взять в руки карандаш, нажать на точку, и он знает, что из этой точки родится. И ты, конечно, как завороженный, на это смотришь.

— Что он тебе дал важного?

— Заботу. Он человек-забота, очень теплый, внимательный: «Вы поели? Вам не холодно?» Он удивительно неравнодушный, очень тактичный. Если он тебе звонит, спрашивает, удобно ли говорить. Но он, конечно, может быть и резким, и обидчивым, имеет на это право. Как-то я не взял трубку. А потом сказал:

— Вы думаете, что я сижу и жду вашего звонка? Я репетирую.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инга Скороходова: Инга Скороходова:

О дружбе писателя Глеба Скороходова с известными людьми рассказывает его сестра

Караван историй
Как сохранить романтику в браке: 4 секрета счастливых пар Как сохранить романтику в браке: 4 секрета счастливых пар

Как пронести любовь и увлеченность друг другом через житейские бури и рутину?

Psychologies
Александр Рапопорт: «На каком-то этапе я сказал: «Хочу, чтобы всем было хорошо, но чтобы среди тех, кому хорошо, был и я тоже» Александр Рапопорт: «На каком-то этапе я сказал: «Хочу, чтобы всем было хорошо, но чтобы среди тех, кому хорошо, был и я тоже»

Александр Рапопорт рассуждает об известности и возрасте

Караван историй
Смесь бетона и углерода превращается в суперконденсатор: невероятно быстрая зарядка и огромная емкость накопления энергии Смесь бетона и углерода превращается в суперконденсатор: невероятно быстрая зарядка и огромная емкость накопления энергии

Полученный бетон самособирается в суперконденсатор, накапливающий заряд

ТехИнсайдер
От плоскостопия до артроза От плоскостопия до артроза

Уже после 30 можно столкнуться с неприятностями, связанными с ногами

Лиза
Забыть Гинденбурга Забыть Гинденбурга

Беспилотные грузовые дирижабли как инструмент газификации

Эксперт
«Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы «Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы

Роднило ее избранников только одно — все они были талантливы, неординарны

Коллекция. Караван историй
Как подойти к разрыву отношений: 3 правила Как подойти к разрыву отношений: 3 правила

Как подготовиться к разговору о расставании и как вести себя во время него

Psychologies
Один на один Один на один

Как Игорь Шулинский совмещал работу с родительством и чему научился

Psychologies
Чтение выходного дня: отрывок из книги «Тирания мух» Элайне Вилар Мадруги Чтение выходного дня: отрывок из книги «Тирания мух» Элайне Вилар Мадруги

Глава из жуткого, сотканного из детский страхов романа

Правила жизни
Почему бить посуду — к счастью? Почему бить посуду — к счастью?

Как возникли традиции, связанные с битьем посуды?

Культура.РФ
Новая смена. 5 российских женщин-режиссеров, на которых стоит обратить внимание Новая смена. 5 российских женщин-режиссеров, на которых стоит обратить внимание

О Марии Лойтер и еще четырех многообещающих женщинах-режиссерах

СНОБ
Сумасшедшая на чердаке: как женское безумие в книгах было связано с борьбой за права Сумасшедшая на чердаке: как женское безумие в книгах было связано с борьбой за права

Как женское безумие было связано с эмансипацией и борьбой за гендерное равенство

Forbes
Художник Никита Макаров: Мне захотелось выйти из плоскости полотна в объемный мир Художник Никита Макаров: Мне захотелось выйти из плоскости полотна в объемный мир

Никита Макаров работает над созданием мира, который населяют скульптуры

СНОБ
Всегда в движении Всегда в движении

Физическая активность имеет множество преимуществ для здоровья

Лиза
«Любовь невозможна без боли»: зачем сталкиваться с фрустрацией в отношениях «Любовь невозможна без боли»: зачем сталкиваться с фрустрацией в отношениях

Мы все мечтаем о любви, но мало кто может ее вынести и сохранить. Почему?

Psychologies
Мертвый язык Мертвый язык

«...мертвым он был в самом прямом смысле, речь шла о языке мертвых!»

Вокруг света
Ленивец отбился от оцелота Ленивец отбился от оцелота

Зоологи описали неудачную попытку оцелота поохотиться на двупалого ленивца

N+1
Екатерина Волкова: «Катя, угомонись!» Екатерина Волкова: «Катя, угомонись!»

Актриса Екатерина Волкова рассказала о своей жизни, семье и новой роли

Лиза
Выгодно ли сделать плановое техническое обслуживание автомобиля летом Выгодно ли сделать плановое техническое обслуживание автомобиля летом

Можно ли сэкономить на прохождении ТО?

РБК
То ли раб, то ли жена: лингвисты до сих пор сомневаются, откуда на самом деле произошло слово То ли раб, то ли жена: лингвисты до сих пор сомневаются, откуда на самом деле произошло слово

Откуда же на самом деле произошло это простое, на первый взгляд, слово «семья»?

ТехИнсайдер
Психология смерти и технологии: сможет ли цифровой аватар заменить умершего Психология смерти и технологии: сможет ли цифровой аватар заменить умершего

Можно ли жить вечно?

Psychologies
Brabus добрался до Range Rover Brabus добрался до Range Rover

Познакомьтесь с Brabus 600 Range Rover

4x4 Club
После символистов: акмеизм После символистов: акмеизм

Дина Магомедова — об одном из самых важных поэтических движений XX века

Полка
Нравиться всем или себе? Находим золотую середину Нравиться всем или себе? Находим золотую середину

Как здраво оценивать себя?

VOICE
Правда ли, что в Древнем Египте братья брали в жены сестер: тонкости внутрисемейного брака Правда ли, что в Древнем Египте братья брали в жены сестер: тонкости внутрисемейного брака

Насколько распространены были браки внутри королевских семей Древнего Египта?

ТехИнсайдер
«Научиться различать усилие и насилие»: Ольга Примаченко о том, как отыскать баланс работы и отдыха «Научиться различать усилие и насилие»: Ольга Примаченко о том, как отыскать баланс работы и отдыха

Автор книги «К себе нежно» — как не прекращать заботиться о себе

Psychologies
Ученые назвали новый стандарт «пустоты»: абсолютный вакуум Ученые назвали новый стандарт «пустоты»: абсолютный вакуум

NIST утвердил процесс для нового способа достичь «подлинного ничто»

ТехИнсайдер
По наполеоновскому счету По наполеоновскому счету

Во сколько обошлась России Отечественная война 1812 года

Деньги
К себе жестко: возможны ли достижения без усилий? К себе жестко: возможны ли достижения без усилий?

Насколько бережной следует быть к самой себе, чтобы остаться продуктивной?

VOICE
Открыть в приложении