Digital на кухне
Современные технологии, меню в виде QR-кодов, онлайн-бронирование и доставка, облачные сервисы, CRM-системы — все это делает работу ресторана быстрее и лучше, а гостей — лояльнее. Однако заменить шеф-повара искусственный интеллект пока не может. И дело тут не только в формулах, кодах и цифрах…
Евгений Викентьев, шеф-повар ресторана «Белуга»:
«Если за приготовление блюд в ресторане будет отвечать робот, не уверен, что такая концепция станет жизнеспособной»
Чем современные техники отличаются от традиционных? Традиционные были основаны на классических школах и подходах с опорой на ту или иную кухню. Модерновый подход основан на знаниях о физических и химических свойствах продуктов и о том, как с ними надо работать. А еще здесь имеют место интеллектуальный подход и сторителлинг, когда ты придаешь дополнительную ценность тому, что делаешь, добавляя к блюду какую-то историю. Еще одно направление — zero waste и осознанное потребление. Вот основные теги современной кухни.
Несмотря на то, что все больше развивается искусственный интеллект, думаю, с точки зрения управления и контроля места на кухне ему пока нет. Другое дело — создание блюд. Сегодня нейросеть генерирует дизайн, пишет музыку, картины, поэтому в какой-то мере это, возможно, уже существует и в отношении кухни. Во всяком случае вполне реально, что искусственный интеллект может научиться создавать вкусовые комбинации и блюда.
Если за приготовление блюд в ресторане будет отвечать робот, не уверен, что такая концепция станет жизнеспособной. Скорее это будет одноразовый эксперимент: люди попробуют еду, но в итоге отдадут предпочтение более традиционным способам приготовления. Я вообще не представляю, как это может происходить, и не уверен, что получится вкусно. Некий touch, который привносит живой человек, очень важен и недоступен машине. Без участия человека еда не будет иметь такого значения и обоснованной стоимости.
На нашей кухне — минимальное количество IT-технологий. Конечно, как у всех, есть программа ведения складского учета. Но продукты заказываются вручную — это удобнее плюс ты рассчитываешь на какие-то мероприятия, знаешь, что надо дозаказать в большем или меньшем объеме. Если у тебя ресторан, приближенный по концепции к фастфуду, имеет смысл делать это в автоматизированном режиме. Программы, скорее всего, «понимают», в какой день есть повышенный или пониженный спрос, «знают», что летом больше пьют холодной воды, лимонада или едят мороженого, а зимой этот спрос снижается до минимума. Для производств, скажем так, общественного питания подобные системы актуальны, для ресторанов — пока нет, хотя стоит, наверное, углубиться и понять, в чем там соль.
C CRM-системами мы успешно работаем — без них никак. Я считаю, это одна из самых важных опций, чтобы эффективно взаимодействовать с гостями и увеличивать доход в заведении. Персонализированный подход все наглядно показывает: что гость любит, где предпочитает сидеть, с кем приходит, когда и т.д. — эта информация помогает дать ему правильную рекомендацию, посоветовать подходящие напитки и блюда, пригласить на мероприятие. И люди такое внимание ценят и любят. Так что CRM — это круто и современно, и, если кто-то еще этими сервисами не пользуется, я советую срочно ими заняться. Облачный сервис у меня один — рецепты с подробными технологиями. Это тоже очень удобно, так как персонал меняется и, чтобы быстро ввести новых сотрудников в курс дела, сервис очень помогает.
Онлайн-агрегаторами доставок мы не пользуемся. Ресторан «Белуга» — гастрономический, тут не просто еда, которую вынесли на тарелке. Это сервис, истории — как тебе презентовали блюдо, что при этом рассказали. Очень важны атмосфера, работа сомелье и десятки других нюансов и факторов, влияющих на то, как человек воспринимает общий экспириенс, а не только прием пищи. Поэтому «вычленить» еду из общей концепции гастрономического ресторана невозможно, она не может быть транспортируема ввиду своей сложности приготовления и подачи. Соусы, декор и другие ингредиенты должны быть расположены в строго определенном порядке, чтобы гость понял вкус именно так, как задумывалось, а не иначе. Если все разложить по контейнерам, то будет непонятно, как это блюдо собрано, да и разогреть его в принципе невозможно.
Что касается онлайн-бронирования, этот сервис, наоборот, полезен и удобен. Особенно если ты иностранец — не надо звонить в ресторан, можешь просто сделать бронь.
Zoom-ужины — интересный опыт с учетом событий, которые происходили с нами за последние несколько лет. Во время локдауна я принимал участие в одном из них: мы делали «Ужин на две столицы» с Владимиром Мухиным — нужно было подбодрить гостей. Я отправил Владимиру свои рецепты, а он мне — свои. Мы делали заготовки, я — его, он — мои, раскладывали их по контейнерам и развозили гостям. А что касается сборки, то объясняли все действия онлайн и некоторые части блюд доготавливали. Такой формат с поддержкой повара имеет место, и, повторюсь, он был для меня интересным.