В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу
Поколение Z на российском рынке изучают последние несколько лет. И пока все исследования создают больше вопросов, чем ответов. Их не заманить стабильностью, страховками и «уютным офисом». Тогда чего же хотят зумеры?
Консультант по работе с поколением Z, экс-председатель Unilever Millennials Board Дарья Фокина проанализировала карьерные ресурсы ведущих российских работодателей для «зетов» и провела 27 интервью с центениалами-сотрудниками этих корпораций, чтобы выяснить, что на самом деле важно самым молодым сотрудникам.
В чем ошибаются Deloitte, BCG, Hays?
За последние 3 года вышло порядка 10 исследований консалтинговых компаний про тренды развития рынка труда. Один из таких трендов - увеличение доли сотрудников-центениалов, родившихся после 1996 года. Однако как именно привлекать и удерживать молодых и амбициозных, четкого ответа исследования не дают. Последнее исследование Deloitte называет порядка 10 факторов, которые важны для представителей поколения Z, среди которых корпоративная социальная ответственность, компенсации и льготы, гибкий рабочий график и другие. В то же время, исследование HAYS называет медицинскую страховку и дополнительные дни к отпуску. Если данные рекомендации конкретны, но противоречивы, то понятия «профессиональный рост», «дружный коллектив» и «интересные задачи» в исследованиях российского рынка труда не концептуализируются. При формировании HR-стратегии важно понимать, что на самом деле значат подобные факторы, в чем они выражаются, почему они так важны для поколения Z и как их применять на практике.
Как привлекают лучшие из лучших?
На основании кросс-рейтинга, составленного из результатов исследования Future Today и Universum, лучшими работодателями на российском рынке для поколения Z являются Google, «Яндекс», Сбербанк, Mail.ru Group, «Сибур», BMW Group, Microsoft, «Газпромнефть» и «Роснефть». Большинство из них размещают информацию про стажировки на собственных карьерных ресурсах и hh.ru, а также в соцсетях VK и LinkedIn. Наиболее часто работодатели упоминают в своих характеристиках понятие «Индустриального лидера». 8 из 9 топ-компаний используют свое лидерство в качестве конкурентного преимущества при привлечении молодого поколения. Следующим по распространенности упоминается «Использование новых технологий. 5 из 9 топ-компаний уверены, что высокотехнологичность бизнеса является одним из ключевых факторов при привлечении молодежи. С таким же рейтингом упоминаемости используется понятие «Карьерного развития». Оно выражается в возможности трудоустройства после прохождения стажировки и быстром продвижении по карьерной лестнице. Наличие наставника или ментора используют 4 из 9 топ-компаний. В данном случае компании упоминают важность поддержки и помощи в адаптации. Важно отметить такой фактор как интересные задачи. Его также используют 4 из 9 компаний, однако не раскрывают полностью, что данное понятие подразумевает, что может негативно сказаться на восприятии поколением Z, которое предпочитает конкретику. Компании упоминают такие преимущества как возможность совмещения с учебой, использование образовательных ресурсов компаний, развитие лидерских качеств и профессиональных навыков. Однако факторы, которые используются в исследованиях, упоминаются в меньшей степени: на своих карьерных ресурсах компании недостаточно внимания уделяют ощущению значимости работы, профессиональному росту, гибкому графику и зарплате (3 из 9).