Оксфорд на дому: как онлайн-сервисы перевернут рынок образования
Станет ли онлайн-образование по-настоящему массовым, как онлайн-платформы могут повысить качество учебных курсов в вузах и стоит ли ожидать единорога на российском рынке образовательных сервисов? Обо всем этом — в новом выпуске «Forbes Карантин» с Николаем Усковым
В гостях у проекта «Forbes Карантин» — люди, которые активно развивают онлайн-образование в России либо инвестируют в него: научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, генеральный директор онлайн-университета Skillbox, участник платформы Forbes Council Дмитрий Крутов, партнер Baring Vostok Дмитрий Бабурин и президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. Партнер проекта — онлайн-университет Skillbox.
О влиянии пандемии на рынок онлайн-образования
Андрей Шаронов: Да, мы начали заниматься онлайном до пандемии, но, конечно, этот уровень был совсем не удовлетворительным — с учетом нынешнего опыта, когда мы полностью лишились возможности делать это в офлайне. Из хорошего — я могу сказать, что это очень сильно подхлестнуло всех, и нас в том числе. Сразу после того, как была объявлена пандемия, мы создали так называемый online-camp — это такая площадка, где десять команд усиленно работали над подготовкой или доработкой программ для онлайна. Это были какие-то домашние заготовки, и были принципиально новые разработки. Через короткое время мы запустили несколько онлайн-программ, которые у нас до этого были в офлайне: это программа для предпринимателей — практикум «Стартап Академия», программа Chief Digital Transformation Officers — для руководителей цифровой трансформации. Интересно, что мы начинали на нее набор как на офлайновую, но в процессе переключились на онлайн, и, в общем-то, все согласились (на этот формат), и мы успешно запустили эту программу.
Сейчас запускаются программы по переговорам, по бренду, а через несколько недель — программа «Executive-коучинг». Это большая восьмимесячная программа, и она тоже стартует в онлайне. И у нас есть любопытная программа для школьников — «Карьерный навигатор», мы тоже ее сейчас делаем полностью в онлайне. Есть короткая открытая программа «Разумный инвестор», которую мы делаем совместно с Российской экономической школой. Мы сделали за 2,5 месяца то, на что в другое время спокойно ушло бы 1,5-2 года, и это хорошая новость. Большая сложность — это психологическое восприятие онлайна. Часть групп, которые уже обучаются на программе, говорят: «Мы готовы ждать сколько угодно, но мы хотим собраться вместе в аудитории, обняться и таким образом почувствовать (причастность к школе)». И вот это пока невозможно сделать онлайн.
Дмитрий Крутов: Растут, наверное, проекты, которые больше посвящены школьному образованию, потому что они оказались в безвыходной ситуации. Мы какого-то сверхроста не наблюдаем, потому что у нас очень специальные программы, которые требуют большого погружения: человек должен решиться на смену профессии, и программы тоже длительные — год-два. Но в период пандемии мы увидели в некоторых моментах, что студенты начали учиться в два раза больше. Это для нас стало большим испытанием, потому что мы проверяем все задания персонально, и за период пандемии наши преподаватели лично проверили 200 000 домашних заданий — это много. А так, в целом, мы все-таки растущий бизнес и сохраняем темпы предыдущего года, даже чуть лучше. То есть мы в этой ситуации, скорее, не потеряли тот рост, который прогнозировали, и для нас это важно.
С глобальными игроками нас сравнивать сложно, потому что мы локальные, но я могу сказать так: наши темпы (роста) такие же, как в прошлом году. Мы растем примерно в 4 раза год к году, и то, как нас оценивают специалисты, наверное, соответствует действительности. То есть мы закончим год примерно с 3-4 млрд рублей выручки.
О том, возможно ли победа онлайна над офлайном
Дмитрий Крутов: Самая большая проблема — это дискурс разделения онлайна и офлайна, потому что мы занимаемся не онлайн-образованием — мы занимаемся образованием, и это важно. То, что онлайн-составляющая будет существенной в традиционном треке — это правда. Мне кажется, офлайн-часть никуда не денется, потому что даже в нашем случае мы делаем blended-форматы, то есть смешанные форматы, и без контакта со средой, с лучшими специалистами, стать суперклассным экспертом невозможно. Поэтому я уверен, что будущее за смешанными форматами и коллаборациями — в частности таких академических институций и нас. Все-таки мы занимаемся практикоориентированным образованием, мы готовим специалистов.
Мы говорим больше про карьеру, для нас образование — это инструмент в карьере. То есть мы обеспечиваем некую актуализацию и востребованность прямо сейчас. А университетское образование — это про другое. И мне кажется, здесь не должно быть вот этой конкуренции, потому что она вредна. Текущая пандемия нас немножко сблизила и показала, что мы, с одной стороны, вроде бы в одной лодке, но при этом, конечно, говорим про разные образовательные форматы и программы, и наше будущее, наверное, в коллаборации. Поэтому, я думаю, пандемия запустила изменения, которые уже точно нельзя откатить назад. Частный бизнес показал, что он на текущий момент куда более готов к любым ситуациям, чем государственные институции. Но подчеркну, что мы должны вместе работать в этом направлении, и тогда будет классный результат.
Исак Фрумин: У нас, конечно, сохранится этот формат живого общения. Сейчас в сетях бродит такое письмо наших студентов: мол, мы тут слышали о планах перевести нас на дистанционное обучение, и мы не хотим (этого). И дальше приводится длиннющий список того, что они теряют при дистанционном обучении. И это главный залог того, что мы в значительной степени сохраним традиционный формат. Тем не менее 50% студентов пишут, что у них стало оставаться больше времени (благодаря онлайн-обучению), потому что у нас в Москве студенты, живущие в общежитиях, тратят в день не менее часа на транспорт, а в некоторых университетах — и в Вышке в том числе — 2,5 часа. Студенты говорят, что они получили возможность лучше планировать время и так далее. Поэтому я согласен, что в перспективе нас ждет смешанный формат.
Андрей Шаронов: Буквально недавно мы общались со студентами MBA, где разбирали плюсы и минусы перехода (в онлайн). Мы тоже говорим о blended — это не офлайн и онлайн как две крайние точки, а, конечно, это blended. Так вот, мы говорим студентам — а у нас они из разных городов приезжают, занятые люди, молодые мамы, папы, руководители компаний: «У вас будет преимущество — не посещать кампус, не отрываться от работы». И тут они стали на дыбы и говорят: «У нас будет гигантский недостаток — мы перестанем посещать кампус». И молодая мама говорит: «Я как манны небесной жду эти 4 дня в месяц, чтобы уехать на кампус в «Сколково», погрузиться в учебу, оторваться от всего, что дома происходит, а вы говорите, что это преимущество». Это важный психологический момент — люди хотят физически встречаться и быть в хороших кампусах.
О мультипликаторах на рынке EdTech
Дмитрий Бабурин: У нас технологическая отрасль достаточно молодая и быстрорастущая. Конечно, сейчас все лидеры рынка, компании, которые на слуху, да и более маленькие приоритезируют скорость своего роста по отношению к прибыли в текущий момент. Поэтому мультипликаторы, на которые ориентируются инвесторы, это в основном мультипликаторы к выручке, потому что нет большого смысла смотреть на мультипликаторы к прибыли или к другим показателям прибыльности, так как это не является фокусом компании. Несмотря на то, что компании находятся в стадии роста, эта стадия тоже может быть разной. Есть компании, которые совсем недавно начали (бизнес) и растут в 3-4 раза за год, хотя вот Skillbox уже давно существует, но тоже растет за год в 4 раза — это прекрасный результат.