«Это была классная жизнь, но изматывающая». Почему женщины уходят из бизнеса в благотворительность
Часто за решением оставить успешную карьеру и открыть благотворительный проект стоит личная трагедия, например болезнь ребенка и осознание того, как сложно бывает найти помощь. Три основательницы НКО поделились с нами своими историями и рассказали, трудно ли резко сменить сферу деятельности и найти спонсоров в новый проект
Forbes Woman поговорил с женщинами, которые оставили благосклонный к ним корпоративный мир и приняли участие в некоммерческих благотворительных проектах. Наши героини рассказали: может ли быть карьера у мамы ребенка-инвалида и какие навыки из бизнеса применимы в благотворительности.
Юлия Кремнева
Сегодня я исполнительный директор и одновременно комьюнити-менеджер Межрегиональной благотворительной общественной организации «Сообщество семей слепоглухих». Это 38 региональных отделений. Нам помогает Фонд «Со-единение», наши дети являются его подопечными. Это жизнь и работа: сложно разделять, но и смешивать неправильно. Мы — сообщество людей, которые хотят влиять на жизнь не только своих детей, но и помогать другим, создавать и менять объединяясь. В первую очередь, это помощь в организации обучения детей и в собственном обучении. Обмен опытом, участие в создании и развитии социальных услуг. Представляете, каким потенциалом обладают мамы, если просидев несколько лет дома на пособии со сложным ребенком, они не теряют желания что-то делать? И, получив помощь и поддержку, чуть набравшись сил, готовы помогать другим. Огромное количество энергии связано у семей из-за неразвитой системы социальной поддержки. Мы сейчас стараемся совместными усилиями эту систему выстраивать.
В социальной сфере однозначно работать сложнее, чем в бизнесе. Если в бизнесе платит покупатель, то в социальной сфере «покупатели» редко могут оплатить полную стоимость качественных услуг. Мы еще только в самом начале пути по определению эффективности социальных услуг и оценки социального воздействия.
Очень многие знания и навыки «из прошлой жизни» помогают в организации социальных проектов. А с точки зрения поведения или принципов образования команд сфера деятельности не имеет значения. В бизнесе отношения четче связаны с деньгами, в социальной сфере, из-за проблем с источниками финансирования, больше попыток манипулировать. Как кандидат социологических наук скажу, что основные проблемы становятся все более актуальными. Люди не сильно изменились за последние две тысячи лет. И еще очень интересно читать с учетом этих знаний, например, книги по коррекционной педагогике.
Елена Верховская
Почти десять лет я работала в газете The Moscow Times, в последние годы отвечала также за International Herald Tribune. В 2010 году я ушла из издательского дома Independent Media Sanoma Magazines и создала свое event-агентство. Переход из большой компании к малому бизнесу — это всегда огромный стресс. В первую очередь, это встреча с естественными человеческими страхами: как теперь я буду жить, c какими людьми общаться, сколько зарабатывать, как достичь стабильности? Сейчас я понимаю, что невозможно ее достичь. Во-вторых, это серьезные профессиональные и управленческие вызовы. Помимо решения ключевых задач (собственно, заработать деньги) важно было создать новую корпоративную культуру, которая не только структурирует и организует людей, но и объединит и вдохновит их.
Свой первый благотворительный проект «Сотвори себя» я создала еще на базе The Moscow Times. Мы занимались сбором средств на лечение детей, помогали Центру Гуманитарных Программ и проектам в области арт-терапии для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) по рисованию и фотографии. Идея создать «Сотвори себя» пришла после стресса — тяжелого развода. От переживаний я пошла... рисовать маслом. И каково же было мое удивление, когда одну из работ взяли на выставку в ЦДХ, да еще включили в каталог. Я помню это ощущение: «Ого, как же приятно, когда ты не просто рисуешь, а это может кто-то увидеть!». И это не про гордыню, а про творчество и признание. Захотелось поделиться возможностью с другими. Вот, например, что удалось тогда сделать: выставка рисунков детей в ММОМА, которую поддержал Василий Церетели, выставка фотографий в «Московском доме фотографий» при поддержке Ольги Свибловой. В рамках каждой выставки издавались альбомы-каталоги, которые мы вручали детям с ОВЗ. Все эти проекты были реализованы без единого вложения газеты, только лишь при поддержке спонсоров и партнеров, а также волонтерского участия сотрудников компании, что позволило не тратить не очень большой маркетинговый бюджет.
Традиции КСО перешли со мной в собственный бизнес. Вместе с партнерами мы запустили теперь уже абсолютно свою благотворительную программу «Сказки доброты». Идею поддержало в том числе издательство «Эксмо» и вместе мы издали книгу сказок, в которую вошли одновременно рассказы детей с ОВЗ и произведения Людмилы Улицкой, Дарьи Донцовой и Дины Рубиной. К сегодняшнему дню мы издали пять книг «Сказок доброты», провели несколько арт-аукционов в России и за рубежом, творческие мероприятия для детей, а еще запустили новую социальную инициативу — платформу для развития проектов в области устойчивого развития для молодежи «Акселератор зеленых стартапов».