Как стать святым и «именем России»
Почему один из многочисленных князей рода Рюриковичей стал чуть ли не главным персонажем отечественного пантеона национальных героев?
С исторической точки зрения Александр Ярославич фигура ничем не выдающаяся, а на фоне своего отца — вообще незначительная. Совершённые им ратные подвиги выдуманы потомками, а современники относились к нему без почтения. И тем не менее посмертная слава князя с каждым веком лишь росла. Почему так произошло?
Первый шаг к возвеличиванию
Начало церковного почитания Александра Невского было положено в Рождественском монастыре во Владимире, во второй половине XIV века. И это имеет объяснение. Дело в том, что до возвышения Троице-Сергиева монастыря именно придворный Рождественский монастырь был главной монашеской обителью Владимирской Руси.
Первенство Троице-Сергиева монастыря обозначилось накануне Куликовской битвы. Именно туда отправился великий князь Московский Дмитрий Иванович за церковным благословением перед походом на Мамая. Для того чтобы сохранить своё главенствующее положение, Рождественскому монастырю надо было найти достойный ответ. Самый убедительный и эффективный — явить чудо. Но чудо происходит не само по себе, а из творящей его святыни. А такой в монастыре не было. Зато была могила Александра Ярославича, прямого предка Дмитрия Ивановича. В 1380 году монахи Рождественского монастыря объявляют о том, что обрели нетленные мощи Александра. Произошло это прямо в момент Куликовской битвы.
На следующий год митрополит Московский Киприан официально зарегистрировал факт обретения мощей, совершив над ними службу. Тогда же была написана первая икона Александра Ярославича, изображающая его в образе схимника, в монашеском одеянии. С той поры от мощей новоявленного святого будто бы стали происходить чудеса.
Хотя ещё почти два столетия Александр Ярославич оставался местночтимым святым и его культ не распространялся за пределы стен Рождественского монастыря, создание мифа о святом предке московских князей позволило обители сохранить своё главенствующее положение в течение двух столетий. К началу царствования Ивана Грозного монастырь стал крупнейшим землевладельцем Московской Руси.
Благодарные потомки
Одна из важнейших причин, благодаря которой культ Александра Ярославича распространился из Владимира на всю Русь, это превращение его потомков во всероссийских самодержцев. Младший сын Александра, Даниил, становится основателем династии московских князей.
Для обоснования своих притязаний на господство над всеми землями Северо-Восточной, а затем и Киевской Руси московским государям уже было недостаточно традиционной преемственности их власти от отцов и дедов. Московские князья пытаются внушить подданным, что их власть имеет божественное происхождение.
Однако широкого распространения культ Александра Ярославича до эпохи Ивана IV Грозного не получил. В том числе потому, что главным врагом Московской Руси после Куликовской битвы стали татары, с которыми Александр никогда не воевал, а, наоборот, преданно им служил.
Новгородский след
Новая интерпретация мифа об Александре возникла в первой половине XV века, когда Москва начала борьбу против новгородской феодальной республики. В развернувшейся идеологической войне новгородские летописцы припомнили, что основатель династии московских государей был новгородским князем. Это означало старшинство Господина Великого Новгорода по отношению к Москве.
Подвиги, приписанные Александру, должны были представить новгородцев защитниками и хранителями Руси и её духовных скреп. Именно к этому времени и по этой причине в Новгородской летописи появляются сведения о полководческих подвигах Александра, которые так любят цитировать историки.
Как фигура общенационального масштаба образ Александра Невского начал формироваться только во второй половине XVI века, когда Ивану Грозному потребовалось обосновать необходимость завоевания Новгорода и Ливонской конфедерации. Именно в это время Александр получил прозвище Невский и был объявлен общенациональным святым, в честь которого ежегодно отмечался церковный праздник.
Окончательное оформление образ Александра Ярославича получил в десятитомном «Лицевом своде», который был создан под руководством Ивана Грозного в его резиденции в Александровской слободе. Почти каждая страница «Лицевого свода» украшена миниатюрами (всего там их более 16 тысяч).
Цель этого сборника, как следует из его названия, — свести воедино все местные летописи и создать полную и, что особенно важно, единственно «правильную» версию истории, которая обосновывает идею, что Москва — преемница Руси Киевской и Владимиро-Суздальской, а правящая династия в лице Ивана Грозного — единственная легитимная власть.
Персонально Александру Ярославичу в «Лицевом своде» посвящено целых 196 миниатюр в двух томах — больше, чем всем остальным русским князьям. Но удивляет даже не количество посвящённых Александру иллюстраций, а то, что создателей свода совершенно не интересуют следующие за Ледовым побоищем двадцать лет его жизни. А ведь это были наиболее важные годы: Александр становится великим князем Киевским, а потом и великим князем Владимирским, то есть из рядового удельного князя превращается в политика национального масштаба.