Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров
Жанр тру-крайм давно бьет рекорды популярности — истории о реальных маньяках и насильниках то ли будоражат наше воображение, то ли отвлекают от собственных проблем. Отпочковавшись от отечественной криминальной журналистики конца 1980-х, жанр быстро занял свою нишу на российском телевидении, став особенно популярным в лихие 1990-е. Главной же кузницей тру-крайма считается телеканал НТВ. Однако при всем многообразии передач в этой категории отцом русского тру-крайма считают Леонида Каневского с его «Следствие вели...». Пересмотрев все 620 выпусков в честь юбилея Леонида Семеновича, редакция «Правил жизни» готова авторитетно заявить, в чем феномен популярности шоу и почему нас так тянет смотреть истории про маньяков.
Писать о преступлениях в СССР было проблематично: цензура подобные материалы редко пропускала в печать, но со становлением новой медиасистемы на сломе эпох криминал занял в газетах если не центральное место, то очень значительное. Жестокие убийства, изощренные кражи, попытки сотрудников правоохранительных органов, подчас безуспешные, поймать очередного маньяка описывались в мельчайших подробностях. Чуть позже эстафету криминальных хроник подхватили и телевизионщики. Не передачей «Следствие вели..» единой — первыми тру-крайм-проектами на отечественном телевидении были «Криминальная Россия» и «Документальный детектив».
Но у «Следствия» был совершенно запредельный уровень популярности, и здесь совпало сразу несколько факторов. Например, личность ведущего: конкурировать с харизматичным Леонидом Семеновичем, хорошо известным зрителям по сериалу «Следствие ведут ЗнаТоКи» (где «ЗнаТоКи» — акроним из первых букв фамилий главных героев), было совершенно невозможно. Красавца майора Томина знали все: цикл детективных телефильмов был запущен в 1971 году по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щелокова, ставившего перед собой амбициозную задачу — сделать образ милиционера простым, близким и понятным для широкой аудитории. И задумка сработала. Собственно, ровно поэтому же чуть позже появится культовый фильм «Место встречи изменить нельзя», где форму по личной просьбе министра примерит Владимир Высоцкий.
Контраст с предыдущими ролями Каневского, в основном отрицательными, был впечатляющим: кто узнает в бравом милиционере плутоватого галантерейщика Бонасье из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» или контрабандиста, накладывавшего гипс, из комедии «Бриллиантовая рука». И когда майор Томин по сюжету должен был героически погибнуть, взбудораженная общественность встала на дыбы: в письмах зрители обещали все как один разбить телевизоры, если герой Каневского умрет. Томин не просто выжил, но и проделал с благодарной аудиторией путь до полковника милиции и начальника отдела. Последние серии проекта вышли в 2002 году — к тому времени актеры, и без того хорошо известные зрителю, получили всесоюзную, а после и всероссийскую славу. В каком-то смысле и передача «Следствие вели...» — оммаж этому сериалу.