Каким радикальным способом разрубили норильский экологический узел

МонокльБизнес

Сера преткновения

Радикальный способ решения экологических проблем Норильска — путем переноса грязных плавильных мощностей с Таймыра в Китай — идеальное корпоративное решение, не оптимальное с народнохозяйственной точки зрения

Сергей Кудияров

Медный завод дал первую продукцию в декабре 1949 года. С тех пор предприятие является одним из главных источников экологического вреда в Норильском промышленном районе

К 2027 году Медный завод, крупный производитель чистовой меди, один из ключевых производственных объектов Норильского промышленного района (НПР), будет закрыт, и медный концентрат «Норильского никеля» будет отправляться на плавку в Китай, где к этому времени будут построены соответствующие мощности. Об этом в развернутом интервью «Интерфаксу» сообщил в конце апреля президент компании Владимир Потанин.

«Способствовал этому решению негатив в виде санкций против российской цветной металлургии. Сейчас эти санкции формализованы, но и до этого мы, как и другие производители российских сырьевых и прочих товаров, столкнулись с отказами клиентов, необходимостью предоставлять скидки. Это давление заставило задуматься над тем, как правильнее доставлять наш товар до рынков сбыта. И одним из таких нестандартных решений является перенесение части производства на рынки непосредственного потребления», — аргументировал свои планы президент «Норникеля».

В пакете с закрытием Медного завода Потанин объявил — правда, без какой-либо конкретики — о приобретении в дружественных юрисдикциях технологий по изготовлению аккумуляторных батарей. «“Норильский никель” сосредоточится на тех компетенциях, которые для нас наиболее выгодны и где мы наиболее успешны — добыча и обогащение, и получит цепочку производства батарей. Наши экологические проблемы, проблемы расчетов, проблемы доступа на рынок, проблемы кастомизации нашего товара под рынок потребления мы переносим туда, где они решаются наиболее эффективно, в данном случае в Китай», — резюмирует Потанин.

А на площадке Медного завода президент «Норникеля» обещает развернуть новое производство: от современных перевалочных пунктов, пунктов сушки концентрата, его подготовки и складирования, до 3D-принтинга различных деталей для оборудования, необходимого для Норильского промышленного района. Двум тысячам сотрудникам Медного завода будет предоставлена возможность трудоустроиться в НПР.

Важнейшим мотивом рокировки, конечно, стало кардинальное решение проблемы экологического вреда, наносимого старым предприятием, которое отметит в нынешнем декабре свое 75-летие. Особенность сульфидных медно-никелевых руд Таймыра, являющихся сырьевой базой «Норникеля», — высокое содержание серы. В результате в процессе плавки концентрата происходят масштабные выбросы диоксида серы в атмосферу.

В 2022 году (данных за прошлых год пока нет) выбросы SO2 Норильским дивизионом компании составили 1,76 млн тонн. Из них около одного миллиона тонн пришлось на Надеждинский металлургический завод (НМЗ), запущенный в 1979 году, который расположен в тридцати километрах от центра городского округа, в районе Кайеркан. В то время как сам Медный завод непосредственно примыкает к историческому ядру города.

1,76 млн тонн в год — это почти 28 кг диоксида серы на каждого из 175 тыс. жителей Норильска в сутки! Диоксид серы — бесцветный газ с характерным резким запахом. Он относится к III классу опасности как «умеренно опасное». В отличие от чрезвычайно опасных веществ I класса (ртуть, свинец) и высокоопасных веществ II класса (сероводород, фенол, формальдегид и др.) в малых концентрациях оно не наносит значительного вреда человеку. Но в тех циклопических объемах, которые парят круглосуточно над заполярным городом, диоксид серы становится ядом, который уже многие десятилетия отравляет и укорачивает жизни норильчан. По итогам 2022 года Норильск, по данным Росприроднадзора, подтвердил свое лидерство среди российских городов-загрязнителей. На него пришлось 10,5% общероссийского объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

«Норникель» уже много лет подступался к решению проблемы вредных выбросов своих плавильных предприятий. В 2016 году в Норильске был остановлен старейший в районе Никелевый завод (работал с 1942 года). В 2020 году были остановлены пирометаллургические мощности в Никеле, в 2021 году — в Мончегорске.

Кроме того, в НПР в 2019 году была запущена так называемая Серная программа. Ее пилотный этап был реализован на НМЗ. Фактически рядом с металлургическим заводом был построен еще один, химический завод, где диоксид серы улавливался, превращался в серную кислоту, и затем посредством нейтрализации известняком на выходе получался обычный гипс. Абсолютно безвредный, но и абсолютно бесполезный в НПР в тех гигантских объемах, которые образовывались. Вывоз потенциального стройматериала на Большую землю был абсолютно нерентабелен. При реализации такой технологии утилизации диоксида серы на Медном заводе гипса бы стало в два раза больше и оставалось только, по словам Потанина, «закапывать его в тундру».

При всей убедительности аргументов в пользу рокировки, приводимых президентом «Норникеля» — а Потанин подчеркивает в интервью, что его решение получило поддержку правительства, — не оставляет ощущение его ущербности. Вместо удлинения передельной цепочки внутри России мы получаем ее укорачивание, более высокое звено цепи создания стоимости вместе с рабочими местами, налогами — правда, и вместе с экологически неблагоприятным шлейфом — переезжает из России в Китай.

Были ли какие-то способы развязать, а не разрубить норильский экологический узел?

Кислота не выход

На начало 2023 года «Норильский никель» располагал на территории России, согласно отчетности компании, 1,1 млрд тонн сульфидно-никелевых руд при содержании никеля 0,74%, меди — 1,32%. Проблема в том, что спутником металлов в этих рудах выступает сера. Справочники ЕС по наилучшим доступным технологиям оценивают выход диоксида серы при производстве первичной меди в 8–16 кг на тонну продукции.

В Западном полушарии нашей планеты (Чили, Перу, США) широко представлены медно-порфировые руды, более бедные по содержанию полезного компонента (примерно вдвое), но и серы там существенно меньше. Медную сырьевую базу Евразии и Африки составляют в основном сульфидно-медно-никелевые и медно-порфировые месторождения, более богатые — но не только медью, но и серой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Битва за Берлин: квинтэссенция опыта советской армии Битва за Берлин: квинтэссенция опыта советской армии

Как проходила финальная битва Великой Отечественной войны

Монокль
Что такое романтическое пристрастие и как от него избавиться Что такое романтическое пристрастие и как от него избавиться

Как не попасть в нездоровые любовные отношения и что делать, если в них угодили?

Psychologies
«Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать «Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать

Как понять, что вы вот-вот измените, пусть и не в стандартном понимании?

Psychologies
Александр Самойленко: «Актерством невозможно было зарабатывать деньги, думал, что надо поменять профессию» Александр Самойленко: «Актерством невозможно было зарабатывать деньги, думал, что надо поменять профессию»

Мне всегда хотелось заниматься чем-то большим, нежели актерство

Коллекция. Караван историй
Антифашисты в немецких мундирах Антифашисты в немецких мундирах

Заговор против Гитлера окончился двойной неудачей

Дилетант
«Зависимость и ее человек»: что психиатр-нарколог думает о природе вредных привычек «Зависимость и ее человек»: что психиатр-нарколог думает о природе вредных привычек

Глава из книги «Зависимость и ее человек: записки психиатра-нарколога»

Forbes
Я — сноб: писатель Алексей Варламов Я — сноб: писатель Алексей Варламов

Писатель Алексей Варламов — о любви к театру и обязательным физическим нагрузкам

СНОБ
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Бессмертие «цзы» Бессмертие «цзы»

Иероглифы в Поднебесной всегда воспринимались как нечто священное

Знание – сила
Путешествие к себе Путешествие к себе

Отложенная жизнь превращается из отложенных на будущее планов в призрачные мечты

Новый очаг
Выиграть жену Выиграть жену

Интеллектуальные игры сопровождали калмыков с детства

Вокруг света
Как заполучить красивый и ровный загар: 5 золотых секретов от косметолога Как заполучить красивый и ровный загар: 5 золотых секретов от косметолога

Как подготовить кожу к солнечным ваннам, чтобы получить ровный загар?

VOICE
Мифы о банкротстве: как правильно покупать активы должников Мифы о банкротстве: как правильно покупать активы должников

Почему вокруг банкротства так много мифов? Какие из них реальны?

Forbes
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
«Я не киллер»: психоаналитическая комедия Линклейтера с феноменальным Гленом Пауэллом «Я не киллер»: психоаналитическая комедия Линклейтера с феноменальным Гленом Пауэллом

Чем впечатляет новая работа Ричарда Линклейтера «Я не киллер»

Правила жизни
Декабристы: подлинные истории и воспоминания Декабристы: подлинные истории и воспоминания

Наша статья подкреплена мемуарами самих декабристов и их современников,

Караван историй
«Великий мертвец» «Великий мертвец»

Неужели шекспировские пьесы сочинил «великий мертвец» — Кристофер Марло?

Знание – сила
Сложное соседство: как жить в одном доме с кошкой, если у вас появилась аллергия Сложное соседство: как жить в одном доме с кошкой, если у вас появилась аллергия

Как ужиться в одной квартире с кошкой, если у вас появилась аллергия на нее?

ТехИнсайдер
Храп Храп

Как говорят специалисты, «звуковой феномен» храпа не является  болезнью

Здоровье
«Компании снижают градус серьезности» «Компании снижают градус серьезности»

Как перекус новостями и жажда новых зрелищ меняют тренды в индустрии контента

РБК
Выход в «Космос»: как живет легендарная гостиница в холдинге, созданном Евтушенковым Выход в «Космос»: как живет легендарная гостиница в холдинге, созданном Евтушенковым

Строительство сети начиналось с легендарной советской гостиницы «Космос»

Forbes
Солнце в бокале Солнце в бокале

Лучшим выбором для романтического ужина будут игристые и красные вина

Лиза
«Джеймс Уэбб» отыскал экстремально активно растущую черную дыру из молодой Вселенной «Джеймс Уэбб» отыскал экстремально активно растущую черную дыру из молодой Вселенной

«Джеймс Уэбб» обнаружил необычное активное галактическое ядро

N+1
Я — сноб: писатель Шамиль Идиатуллин Я — сноб: писатель Шамиль Идиатуллин

Писатель Шамиль Идиатуллин — о своем романе и режиме «можно, в принципе»

СНОБ
Худеем по-австралийски Худеем по-австралийски

В Австралии родился новый диетический бестселлер

Лиза
В отпуск за зубами: москвичи экономят сотни тысяч рублей в стоматологических турах В отпуск за зубами: москвичи экономят сотни тысяч рублей в стоматологических турах

Что такое зубные туры и как они работают

Forbes
Галина и Евгений Киндиновы: «Коля долго не женился. Конечно же, романы у него были, но не с актрисами» Галина и Евгений Киндиновы: «Коля долго не женился. Конечно же, романы у него были, но не с актрисами»

Близкие друзья откровенно о Николае Караченцове

Коллекция. Караван историй
Общее число зверя Общее число зверя

Как народ разом теряет человеческий облик

Weekend
Мнимый безумец Мнимый безумец

Томмазо Кампанелла — монах, философ, мятежник, король мира, поэт и маг

Дилетант
«Здоровые границы — это главное условие». О чем новая книга Анны Бабич «Здоровые границы — это главное условие». О чем новая книга Анны Бабич

Анны Бабич: почему самооценка — краеугольный камень благополучной жизни

РБК
Открыть в приложении