Акварелист-виртуоз и фаворит президента. Что нужно знать про художника Сергея Андрияку
16 мая скончался Сергей Андрияка — основатель Школы акварели и один из самых известных современных российских художников, отмеченный вниманием государственной власти. Комментарии искусствоведа Полины Павлович о том, что он успел создать за свою жизнь, чем привлекал к себе внимание широкой аудитории, как относился к искусству и почему стал настолько известным — в материале «Сноба».
Сергей Андрияка родился в 1958 году. Рисовать он начал еще в дошкольном возрасте. Его отец, заслуженный художник РСФСР Николай Андрияка, всячески поощрял интерес сына к искусству, учил его замечать красивые и неожиданные образы во время прогулок, а позднее обучал его живописи. Но «первооткрывателем» художественных задатков Сергея стала мать. Именно она поддерживала в мальчике творческий энтузиазм, пока отец скептически относился к идее Сергея всерьез заняться живописью, о чем рассказывал сам Андрияка.
Однако детский интерес довольно быстро превратился в настоящую страсть. Выбор профессии перед мальчиком больше не стоял: он четко осознал, что хочет быть именно художником. Андрияку устроили в художественную школу при Московском художественном институте имени Сурикова, куда Сергей поступил сразу после выпускного. В МГАХИ преподавал его отец, но Николай Андрияка скончался в 1977 году, пока его сын проходил обучение. Вскоре Андрияка-младший пришел отцу на смену и стал совмещать студенческие будни с преподаванием — Сергей шесть лет вел курс живописи в художественной школе при институте, а с 1985 года работал там старшим преподавателем.
Творческое кредо
В институте Андрияка нашел свой творческий путь, с которого никогда не сворачивал. Он стал убежденным сторонником реализма, художником с консервативными, почти архаичными взглядами на свое дело. Андрияка рассуждал так:
«Но ведь самое трудное — это продолжать традиции. <…> …самое трудное — это прийти к самому себе, увидеть мир именно через себя, такого, как ты есть, но на хорошей основе всего того опыта, который был до тебя. Это трудно и в музыке, и в живописи, и в той же архитектуре — безумно трудно. <…> …основная масса попросту говорит: “То, что было, — все в помойку!” Или просто: “Это было”.
Когда у нас в начале ХХ века возникает такой красивый, очаровательный стиль модерн, мало кто задумывается, что этот модерн прямым ходом ведет в конструктивизм. Ну это же здорово, это очарование, это прекрасно, это фантастика! Но потом появляется супрематизм, возникает конструктивная архитектура. А почему? Да потому что модерн уже в основе своей разрушил основы классической композиции. И все, и мы получаем то, что получаем».