Знай свой двигатель: как отличить компрессор от турбонаддува
![bc8e4906f8acfe66192c7e2d0d7cc4b3_ce_904x603x0x14.webp](https://cs.kiozk.ru/content/article/ix6/lb2/q50/9554qeoesuoulyj2ykcdxua/rhvbe3.jpg?v=2&temp_url_sig=DsUWBpHZ749zRkr4HNqSaQ&temp_url_expires=1719258994)
В автомобильных журналах и блогах эти два устройства встречаются под множеством названий – турбонаддув, компрессор, нагнетатель. А еще есть термины-гибриды вроде “турбокомпрессор” или “турбонагнетатель”. Причем “компрессор” и “турбокомпрессор” – это разные вещи. Совсем запутались? Давайте распутываться – а заодно попробую объяснить, почему в 20 веке победил компрессор, а в 21-м турбонаддув.
Обе технологии – и турбонаддув, и компрессор – в принципе решают одну и ту же задачу: повысить сжатие топливо-воздушной смеси в двигателе. Увеличив давление, можно с того же объема цилиндров получить более высокий КПД и мощность.
Отличие в том, что тот или иной девайс использует в качестве источника энергии.
Если нагнетатель работает от приводного вала двигателя, то турбонаддув – от потока выхлопных газов.
Компрессор: наследие авиации
Его второе название – нагнетатель. Компрессор подключен к приводному валу двигателя, отбирая часть его мощности, чтобы под большим давлением закачивать смесь топлива и воздуха в двигатель.
Компрессоры в автомобильную инженерию пришли из авиации. В начале 20 века потолок самолетов быстро рос: достигнув высоты 5-7 км, аэропланы оказывались в настолько разреженном воздухе, что он уже не мог питать их поршневые двигатели. Потребовалось принудительно повысить давление.
![Supercharger of B-25](https://cs.kiozk.ru/content/article/ix6/lb2/q50/9554qeoesuoulyj2ykcdxua/rlilff.jpg?v=2&temp_url_sig=QPDo8PGiZ4xrWRJYeOSUQw&temp_url_expires=1719258994)
Вскоре и производители мощных автомобилей начали их применять. Mercedes-Benz 28/95 PS 1914 года оснащался 7-литровым двигателем, развивавшим 99 л. с. Но стоило с помощью тумблера включить компрессор, и мощность вырастала до 140 л. с.