Знай свой двигатель: как отличить компрессор от турбонаддува
В автомобильных журналах и блогах эти два устройства встречаются под множеством названий – турбонаддув, компрессор, нагнетатель. А еще есть термины-гибриды вроде “турбокомпрессор” или “турбонагнетатель”. Причем “компрессор” и “турбокомпрессор” – это разные вещи. Совсем запутались? Давайте распутываться – а заодно попробую объяснить, почему в 20 веке победил компрессор, а в 21-м турбонаддув.
Обе технологии – и турбонаддув, и компрессор – в принципе решают одну и ту же задачу: повысить сжатие топливо-воздушной смеси в двигателе. Увеличив давление, можно с того же объема цилиндров получить более высокий КПД и мощность.
Отличие в том, что тот или иной девайс использует в качестве источника энергии.
Если нагнетатель работает от приводного вала двигателя, то турбонаддув – от потока выхлопных газов.
Компрессор: наследие авиации
Его второе название – нагнетатель. Компрессор подключен к приводному валу двигателя, отбирая часть его мощности, чтобы под большим давлением закачивать смесь топлива и воздуха в двигатель.
Компрессоры в автомобильную инженерию пришли из авиации. В начале 20 века потолок самолетов быстро рос: достигнув высоты 5-7 км, аэропланы оказывались в настолько разреженном воздухе, что он уже не мог питать их поршневые двигатели. Потребовалось принудительно повысить давление.
Вскоре и производители мощных автомобилей начали их применять. Mercedes-Benz 28/95 PS 1914 года оснащался 7-литровым двигателем, развивавшим 99 л. с. Но стоило с помощью тумблера включить компрессор, и мощность вырастала до 140 л. с.