Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять
В корпоративной среде всегда ценились «сотрудники-звезды» — те, кто демонстрирует высокую эффективность, мотивирует команду и поднимает планку результатов. Но в процессе работы может оказаться, что продуктивный сотрудник или руководитель создает в коллективе токсичную атмосферу. Александра Клименко, основатель и СЕО школы развития коммуникативных навыков Soft Skills Lab, рассказывает в колонке для Forbes Life, стоит ли закрывать глаза на откровенную агрессию, если человек приносит компании прибыль.
Согласно исследованию Cornerstone, наличие токсичного сотрудника в команде повышает риск увольнения других работников на 54%. И это неудивительно — манипуляции, сарказм, пренебрежительные замечания или систематическое игнорирование усилий других разрушают доверие и демотивируют команду. Исследование HR Policy показало, что одной из тенденций этого года является правильная коммуникация с работниками — к ним прислушиваются и стараются удержать их вовлеченность. На фоне растущего тренда на корпоративную этику и заботу о психологическом комфорте сотрудников, компании все чаще предпочитают строить «экологичные» коллективы.
Однако в большинстве крупных организаций на деле оказывается куда более неоднородная картина. В одной команде царит здоровый баланс, в соседней — напряженная атмосфера, в третьей кажется, что все хорошо, но нет «направленности» на экологичность, а в четвертой — культура действительно экологична, но страдает результативность. Даже если у компании есть общая корпоративная политика, ее интерпретация в отдельных коллективах может быть разной.
Вместе с трендом на комфортное взаимодействие появилось противоположное мнение: «экологичность» сделала сотрудников слишком ленивыми и чувствительными к замечаниям, а справиться с этим поможет «здоровая токсичность» — именно она заставляет людей двигаться вперед, вызывает желание бороться и достигать результатов. Поэтому некоторые компании не спешат расставаться с токсичными руководителями и менеджерами, которые, как может показаться, являются драйвером роста бизнеса и эффективности в команде. Разбираемся, чем продуктивный, но токсичный руководитель или сотрудник вредит компании и как отличить токсичную коммуникацию от нормальной.
Что такое здоровая токсичность
Под «здоровой токсичностью» понимают управленческие практики, которые повышают продуктивность команды за счет увеличения уровня стресса.
К таким практикам относятся:
Повышенные требования без предоставленных ресурсов
Повышенные требования часто продвигаются как средство мотивации для достижения более высоких результатов. Принцип прост: сотрудники должны справляться с поставленными задачами любой ценой. В краткосрочной перспективе это действительно может приводить к росту продуктивности. Люди, зная, что оправдания не принимаются, работают усерднее. Но когда руководство постоянно игнорирует реальные проблемы сотрудников, это создает высокое напряжение в коллективе и повышает риск выгорания. Долгое время работать в подобном режиме возможно только в условиях, в которых компания предоставляет поддержку и ресурсы для решения возникающих проблем, а не просто требует сверх результатов. В противном случае сотрудники начнут искать нового работодателя.
Жесткая обратная связь или ее отсутствие
Порой руководители считают, что гораздо проще устранить ошибки в работе сотрудника с помощью грубой критики. К примеру, обвинение работника в некачественно выполненном задании в жесткой манере помогает моментально донести мысль о необходимости изменений, но создает негативный эмоциональный след. Как итог, это снижает самооценку сотрудника и в долгосрочной перспективе может привести к увольнению. Это вовсе не значит, что нельзя давать обратную связь, боясь обидеть сотрудника. А вот уметь правильно сформулировать, что, как и для чего он должен переделать, и обойтись при этом без грубости — признак здоровой и вовсе не токсичной коммуникации. Подкрепляющая же обратная связь нужна не только для повышения мотивации сотрудников, но и для того, чтобы они четко понимали, какие задачи уже делают успешно — и продолжали делать их в том же темпе.
Конкуренция
Конкуренция может быть результативным инструментом повышения продуктивности, если использовать ее разумно. Когда компания внедряет звание «лучший продавец месяца» и награждает сотрудника, это мотивирует команду на достижение новых высот. Однако если, помимо «доски лидеров», существует «доска худших» и публичное унижение тех, кто не справился с планом, мотивация резко падает. Вместо стремления добиться лучшего результата сотрудники начинают бороться за то, чтобы не оказаться в «последних рядах».
Почему токсичные сотрудники кажутся продуктивными
Компании, где токсичность стала частью корпоративной культуры, рискуют столкнуться со снижением эффективности всего бизнеса. В первую очередь, от нездоровой рабочей коммуникации страдают сотрудники. Исследование Gallup показало, что 17% работников увольняются из-за неблагоприятной среды в коллективе. Отсюда возникает вопрос: почему компании до сих пор поощряют токсичных сотрудников?
Первая причина — такие работники умеют создавать ощущение, что они единственные в коллективе, кто приносит бизнесу пользу. Они активно злоупотребляют своим влиянием, чтобы создать видимость результативной работы: постоянно указывают начальству на проблемы в процессах и в коллективе, рассказывают, как они столкнулись с трудностями и в одиночку оперативно их решили. И в целом, используют разные виды манипуляций, чтобы подчеркнуть руководству, что полностью вкладываются в развитие компании и кроме них никто не работает.
Вторая — часто «на бумаге» выглядит, что они приносят бизнесу больше денег. Однако после взаимодействия с токсичными сотрудниками остальная команда выгорает, и компания тратит значительные ресурсы на ее замену. К примеру, «звездный» сейлз из отдела продаж обеспечивает высокие результаты и, на первый взгляд, его работа приносит выгоду бизнесу: продажи растут, клиентская база расширяется. Но если копнуть глубже, становится понятно, что он манипулирует остальными сотрудниками, «воруя» клиентов у коллег и создавая нездоровую конкуренцию, а также всеми способами демонстрируя руководству, что на фоне коллектива он работает лучше всех. В свою очередь, токсичный руководитель может постоянно требовать от команды сильно завышенных результатов. Однако порой подобное отношение создает больше стресса для сотрудников, чем пользы от выполненной задачи. Такой начальник требует, чтобы команда «кровь из носу» выполняла или перевыполняла объем работы, который им поручен, через переработки и нарушение процессов компании — и все для того, чтобы он в итоге получил похвалу и премию за отличный результат.