Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизньПутешествия

Золотые меандры Сиинэ

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Вспомнить послестуденческие годы байдарочных походов по порожистым речкам Прибалтики нынче оказалось весьма кстати, ведь конец лета и начало осени — это мёртвый сезон для фотографа-анималиста в нашей полосе. Брачный, гнездовой и выводковый периоды уже миновали, а предотлётные миграции птичьих сообществ — ещё только в самом начале. Поэтому, когда мне позвонил мой друг Евгений с предложением о сплаве, я не медлил с ответом: конечно, да! А звали меня коллеги-журналисты в Якутию…

Водный и горный туризм — это всегда серьёзная подготовка. Здесь нет и не может быть мелочей, с чем я, к счастью, знаком не понаслышке. Но на этот раз многотрудная подготовка была уже мастерски проведена нашим товарищем Рамилем, скромно назвавшим себя «администратором», и мне, новому участнику группы дальневосточных и сибирских сплавов, оставалось лишь «вскочить в уходящий поезд». В данном случае, в улетающий самолёт.

В Якутске группа действовала как давно слаженный коллектив. В день прилёта мероприятия по получению и сбору экспедиционного оборудования прошли без сучка без задоринки, — весь туристический скарб, включая лодку с мотором, много сезонов подряд использовавшийся на сплавах по якутским рекам, содержался здесь на ответственном хранении (ну, правда, не возить же его каждый раз из Москвы и в Москву!). И ближе к вечеру мне удалось оглянуться на растущий, современный город, в котором я оказался впервые. Как же хотелось вглядеться в улыбчивые и красивые лица его жителей! Однако уже завтра предстояла заброска на место старта сплава, так что «портретисту» пришлось взять его волю в кулак.

Лето, тундра, вездесущая мошкá… и мы, шестеро сплавщиков, катим на лифтованном микробусе к первому пункту нашего маршрута — селу Бердигестях, что в трёх часах езды от Якутска. Честно говоря, я был уверен, что предстоит путь по разбитой дороге, на то и увеличенный клиренс автомобиля, а также «зубастые» колёса, но всё было не так. Блестящая на солнце чёрно-серая лента асфальта с хорошей разметкой мягко вела микробус по вечной мерзлоте почти до самого села, где нас ожидал Николай, гид-проводник на сплаве.

Бердигестях — непривычное для русского уха название центра Горного улуса. Сквозь сизую слоистую пелену дыма с горьковатым запахом проглядывают чёрные избы и сохранившиеся кое-где аутентичные коновязи. Конечно, нынче никто не привязывает к этим деревянным столбам лошадей, а их здесь много, и кажется, что они перемещаются по своему разумению. Дымы от лесных пожаров в Якутии, по-видимому, явление не редкое, ведь крайне жаркое лето в сочетании с очень сухим воздухом и грозовыми молниями поджигает тундру повсеместно.

Эту скалу в народе называют «Сторожевик».

По мере движения по довольно большому селу стали появляться современные постройки: школы, стадионы (здесь их оказалось четыре!) и торговые центры, — а нам предстояло выбраться на окраину для финишного этапа заброски, перегрузки на суперпроходимые машины. Здесь все дороги на юг кончаются и начинаются направления, продавленные по тундре широкими колёсами спецтехники. И техника эта — два стальных вездехода с прицепом на огромных колёсах — уже ждала нас на обочине. Неоднократно виденное чудо отечественного автомобилестроения над названием «ТРЭКОЛ» (ТРанспорт ЭКОЛогический) каждый раз будоражит воображение своим внешним видом и предполагаемыми возможностями. Стоя рядом с этим железным монстром, чувствуешь себя гномом, особенно на фоне полутораметровых каучуковых «катков», утыканных шипами для лучшей проходимости. А ещё конструкция кузова с усечёнными краями позволяет ТРЭКОЛу плавать, отчего его также называют «болотоходом». Однако экипаж чудо-машины, семейная пара якутов, сообщил нам, что сегодня экстрима не будет и тонуть в болотах нам не придётся, — жаркое лето высушило все опасные места по нашему пути, а пара-тройка протяжённых понижений, заполненных глинистой жижей метровой глубины, не замедлит движения болотохода. Загруженный под завязку автопоезд из двух ТРЭКОЛов двинулся в путь после полудня. За четыре-пять часов нам нужно было добраться до слияния рек Матта и Сиинэ, где на берегу мы предполагали разбить первый лагерь.

Экспедиция готова к старту.

Под лязг переключаемых механизмов и натужный гул мотора вездеходы медленно двигались к цели, «не обращая внимания» на впечатляющие неровности пути. Прицеп впереди идущего ТРЭКОЛа мотало и кренило порой так, что казалось, сейчас он перевернётся и у всех нас будет много работы. Но нет, только однажды ремни крепления груза ослабли, и из него выпал мой гидробаул.

Несколько раз экипажи ТРЭКОЛов делали остановки — для перекусов, отдыха и просто размять ноги. Я заметил, что многие якуты «задабривают» тундру, делясь с ней едой и сладостями. «Чтобы в пути всё было хорошо» — говорят они. Тем не менее без происшествия не обошлось. Примерно на середине пути внезапно заглох двигатель нашего вездехода. Впереди идущий уже скрылся из виду, а мы встали на песчаной дороге посреди горельника. Невозмутимый вид водителя вселил в нас спокойствие, и на время ремонта мы разбрелись окрест. Вокруг до горизонта открывалась жутковатая картина сгоревшего леса. Поваленные огнём стволы деревьев лежали в одном направлении, с торчащими ветвями, похожими на скрюченные руки… Однако сквозь мёртвую черноту древесины уже пробивалась новая жизнь. Небольшие сосенки и тонкий зеленеющий коврик-ягодник постепенно поглощали природную трагедию, произошедшую здесь лет тридцать назад. Следы рыси и косуль на песке подтверждали: жизнь возвращается сюда… Через полчаса мы услышали рёв запущенного двигателя, поломка (лопнул бензошланг) была устранена, и мы двинулись дальше. Постепенно дорога стала понижаться, чувствовалось, что впереди — водораздел. Так и оказалось.

На окраине села Бердигестях снаряжение с микробуса было перегружено на вездеходы.

Нам предстоял последний, экстремальный элемент нашей заброски — переезд через Матту на песчаный берег реки Сиинэ. После прощания с доброй семейной парой якутов, всю дорогу развлекавшей нас рассказами о местной природе, мы остались одни в вожделенном месте нашей экспедиции, ради которого был проделан такой длительный путь и проведена основательная подготовка.

Сиинэ! На многих картах эта река подписана как Синяя. Мне же, впервые вдохнувшему местный воздух, увидевшему окружающую колористику и услышавшему якутский язык, ближе именно национальное название. Ещё будучи в Москве, по привычке изучая географию места, в котором окажусь, я был потрясён видом из космоса на эту реку. Беря начало за 400 км на северо-западе Якутии, в среднем и нижнем течениях река Сиинэ петляет, извивается, постоянно огибая холмы, скалы и другие возвышения. Она становится похожей… на живой организм, и вся картинка, напоминающая арабскую вязь, хорошо видна на «космических» картах. При этом в реальности оказалось, что вогнутый берег, как правило, более высокий и упирается в скалы, а противоположный, выпуклый, образует песчаные или щебнистые отмели, на которых удобно делать остановки. Наш проводник Коля очень верно выбрал маршрут сплава. Дело в том, что выше слияния Матты с Сиинэ эти восхитительные меандры в процессе многолетних половодий спрямляют течение Сиинэ, оставляя после себя серпообразные старицы, которые тоже очень красивы, но для путешественника уже не такие, захватывающие дух…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обжигаемый Солнцем: экскурсия на Меркурий Обжигаемый Солнцем: экскурсия на Меркурий

Какие же тайны и интересные особенности скрывает Меркурий?

Наука и жизнь
«Были моменты, когда я теряла веру» «Были моменты, когда я теряла веру»

Агата Муцениеце: какой мамой, сестрой, дочерью и внучкой она хотела бы быть

Psychologies
Аннигиляция в вопросах и ответах Аннигиляция в вопросах и ответах

Что такое аннигиляция?

Наука и жизнь
О Викторе Павлове. «Он был скромным, но, конечно, знал себе цену» О Викторе Павлове. «Он был скромным, но, конечно, знал себе цену»

Витька был хорошим и довольно смелым артистом и в театрах жил смело

Караван историй
Энергия на длинную дистанцию Энергия на длинную дистанцию

Сможет ли управляемый термоядерный синтез заменить углеводородное топливо

Наука и жизнь
Другой мир — другие традиции: как выдают замуж женщин в странах Африки Другой мир — другие традиции: как выдают замуж женщин в странах Африки

Чего ждут от жениха с невестой в странах Африки?

Psychologies
«Не терпя лукавыя бесовские крамолы» «Не терпя лукавыя бесовские крамолы»

«И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле»

Дилетант
Девочка созрела Девочка созрела

Как помочь дочери принять свое тело и вовремя заметить, если что-то идет не так

Лиза
Перевести дух Перевести дух

Студенты готовы начать свое дело лишь через пять лет после окончания вуза

РБК
Опасные элементы Ржевского лесопарка Опасные элементы Ржевского лесопарка

Насколько высока концентрация металлов в грибах и почве Ржевского лесопарка?

Санкт-Петербургский университет
«Можно весь день у телевизора сидеть, а мы выбрали наполненную жизнь»: как старший возраст становится временем для самореализации «Можно весь день у телевизора сидеть, а мы выбрали наполненную жизнь»: как старший возраст становится временем для самореализации

Как перестать бояться старости и научиться воспринимать новый для себя период.

СНОБ
Коллекция осень-зима Коллекция осень-зима

Урок пейзажной фотосъемки — чтобы подойти к путешествиям во всеоружии

КАНТРИ Русская азбука
«Строительство ведётся беспроектно» «Строительство ведётся беспроектно»

Споры ОГПУ и Госплана о канале Москва — Волга

Дилетант
Настоящая мягкая сила Настоящая мягкая сила

«На светлой стороне»: китайская история взросления в семи новеллах

Weekend
Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве» Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»

Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее и поездках на Кольский полуостров

СНОБ
Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят

Какими бывают фуры, сколько стоят, с какой категорией можно за руль?

РБК
Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру

За что викторианская эпоха выбрала Уайльда козлом отпущения

СНОБ
Дама с собачкой (или кошечкой) Дама с собачкой (или кошечкой)

Когда любовь к питомцу превращается в зависимость

Лиза
Где и зачем белых медведей сажают в тюрьму? Вам стоит узнать, как живут эти свирепые косолапые Где и зачем белых медведей сажают в тюрьму? Вам стоит узнать, как живут эти свирепые косолапые

Трудно представить, что медведи могут находиться в тюрьме, но они туда попадают

ТехИнсайдер
Cмешай и соедини! Cмешай и соедини!

Сбрасываем вес, не испытывая чувства голода

Лиза
Страшное будущее. Тест-драйв первого в России Tesla Cybertruck Beast Страшное будущее. Тест-драйв первого в России Tesla Cybertruck Beast

Autonews.ru испытал самый мощный Tesla Cybertruck Beast в мире: плюсы и минусы

РБК
Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами» Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами»

Наталья Зубаревич — к какому кризису стоит готовиться бизнесу

РБК
Доллар по 100: почему опять дешевеет рубль и надолго ли это Доллар по 100: почему опять дешевеет рубль и надолго ли это

Когда мы увидим доллар по 100 рублей и чего ждать от национальной валюты?

Forbes
Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция? Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция?

ChatGPT o1 обещает стать большим прорывом в мире искусственного интеллекта

ТехИнсайдер
«…яже прозвася грамота Словеньская» «…яже прозвася грамота Словеньская»

Судьба одной из древнейших славянских азбук — глаголицы

Знание – сила
«Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе «Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе

«Никто этого не хочет»: этот проект сподвигнет вас поверить в вечную любовь

Forbes
Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни

Без «нерасплавленных» астероидов на Земле не появилось бы жизни

ТехИнсайдер
Уйти или остаться Уйти или остаться

Почему даже самым красивым знаменитостям изменяют партнеры

Лиза
Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука

Сегодня человечество готово вернуться к сверхзвуку на новом уровне технологий

ТехИнсайдер
«Папа умер в субботу»: драма о том, как понять и простить собственную семью «Папа умер в субботу»: драма о том, как понять и простить собственную семью

Как картина «Папа умер в субботу» оказывается пронзительным фильмом о прощении

Forbes
Открыть в приложении