Теория малых дел
После развода Оксана Бутман убрала из квартиры близ Остоженки все фотографии бывшего мужа, выселила сабвуфер и завела в комнатах птиц счастья. Интерьеру и самой хозяйке это пошло только на пользу.
«Вы заметили, что у меня много птиц? Видите, даже на шторах птички, я их сама выбирала. Пойдемте в спальню, покажу еще».
О да, в спальню с удовольствием! Здесь на светлых стенах висят два «портрета» — райская птица и лирохвост. «Я просыпаюсь с птицами! — смеется Оксана. — Знаете, как приятно! Началось это неосознанно, лет пятнадцать назад. А потом мне сказали: «Птица — символ свободы». И с этим я совершенно согласна».
Свобода — это точно про Оксану. Особенно последние четыре года, с тех пор, как она развелась с мужем, музыкантом Игорем Бутманом. Тогда Оксана решила, что развод после восемнадцати лет брака надо отметить — если не весело, то хотя бы изобретательно. Неизбежно все будут приставать с вопросами, редакторы Малахова будут звонить: «А подробности?» На «Винзаводе» Оксана сделала выставку «Креативный развод». Одним из первых и главных гостей на открытии был бывший муж, они развелись буквально накануне.
На самом деле Оксана — не художник, а дизайнер. Как часто бывает, жена известного мужа стала им, когда они всей семьей переехали в квартиру в 1‑м Зачатьевском, в свежепостроенный дом по канадскому проекту. Дело было одиннадцать лет назад.
Требовалось создать свое пространство. Нет, Оксана не бросилась делать это сама. Она окончила Московский авиационный институт, ее специальность «информационно-измерительные системы летательных аппаратов». Впрочем, после института Оксана работала в банке, а не в летательных аппаратах, и та работа ей была по душе («Я умела находить интересные финансовые решения»). Еще был недолгий опыт в модельном бизнесе, но он ей не слишком понравился: все эти кастинги, пробы, беготня. А потом уже случилось знакомство с саксофонистом, свадьба и много лет работы женой знаменитости. Оксана занималась делами Игоря, фактически стала его неофициальным продюсером.
Так вот квартира. Оксана пригласила дизайнера Екатерину Федорченко, которая придумывала интерьеры многих домов по серьезным адресам. А потом хозяйке самой стало настолько интересно, что она даже окончила школу дизайна «Детали».
Палитра, светотени, фактура, вообще искусство для нее оказались делом новым. Оксана не была избалована живописью Ренуара и портретами Серова, как мальчики и девочки из хороших московских семей. Выросла в небольшом городке в Оренбургской области, лето проводила в деревне — нормальное босоногое детство. «В настоящем музее я оказалась первый раз, уже когда училась в МАИ», — говорит Бутман не смущаясь. Она вообще дама прямодушная, с простой чистой речью, без позолоты и инкрустаций.
В гостиной — «она очень большая, и поэтому всем кажется, что квартира огромная» — стены совершенно нейтрального цвета. Так хозяйка хотела изначально. «С одной стороны, это хорошая основа для любого искусства, — объясняет она. — Если даже я сюда повешу что-то современное, яркое, будет нормально. А потом, главное в интерьере — декор. Вот я увидела эту сиреневую ткань для дивана и сказала, что хочу такой цвет, и вокруг этого выстраивала все остальное: подушки, ковер».
Или вот работа, под которой Оксана сидит сейчас в кресле: старинная ваза с гирляндами и опять же — с двумя птичками. Бутман увидела ее десять лет назад на антикварном рынке в Форте-деи-Марми. Вазу нарисовал в начале XVII века архитектор, который строил собор Пармы. Оксана решила сперва посоветоваться, позвала Емельяна Захарова, хозяина галереи «Триумф», который тоже был тогда в Форте. «Бери!» — сказал галерист, прекрасно знающий, что хорошее искусство всегда можно выгодно перепродать.