Риск – в мирное русло
Еще вчера он был милым ребенком, а сегодня стал неуправляемым бунтарем. Как усмирить буйный нрав подростка? Может, бросить ему вызов?
Подростки склонны рисковать, и твой тоже. Вчерашние тихони начинают бунтовать, и свою освободившуюся энергию они направляют совсем не на учебу, как ты и сама успела заметить. Вчерашнему ребенку хочется дерзить, протестовать, рисковать, доказывать друзьям, насколько он крут – и ради этого он готов, увы, и пить, и курить. Вот тогда родители начинают ужасно бояться, что их сын (или дочь) попал в плохую компанию или скоро ее найдет и натворит бед.
Что же делать бедным родителям? Достать ремень? Метод совершенно глупый и грозит окончательным разрывом дипотношений. Ведь подростка легко ранить. Но есть универсальный выход, о котором не все знают.
1Наставничество и благотворительность
Подросток ведет себя вызывающе в первую очередь потому, что пришло его время срочно выйти из роли ребенка – подчиненного и беспомощного. Его бросает в другую крайность – ему хочется рисковать, никого не слушать, эпатировать. Кажется, конца этому не будет, и с каждым днем становится только хуже. Но у меня для тебя хорошая новость: склонность к риску можно и нужно перенаправить в безопасное русло.
Важно понимать и принимать взрослость подростка. Здорово, если родители способны почувствовать, когда и в чем стоит проявить уважение и доверие к своему чаду, дать ему немного больше самостоятельности. Если же ограничивать его во всем, чего ты сама не понимаешь или боишься, – получишь откровенный саботаж и дерзкое желание ломать не только второстепенные, но и полезные границы. Проигнорировав несколько раз такие «звоночки», ты рискуешь надолго обострить и без того непростой переход своего ребенка из детства в серьезную взрослую жизнь.
Можно рисковать, нарушая закон. А можно рисковать, выполняя невероятно сложные спортивные трюки или задания на пределе своих возможностей. Когда мы рискуем своей репутацией, например, уважением важных для нас людей (для подростка это могут быть его сверстники или кто-то из взрослых), которые станут свидетелями нашего успеха или провала, мы тоже испытываем себя.
Пусть у подростка будет выбор и понимание того, в каких сферах жизни он может рискнуть и показать себя. Когда энергии много, она все равно проявит себя в поступках. Только пусть это будут добрые дела. Иначе задатки лидерства в ребенке продемонстрируют себя во всей красе, но совсем не там и не так, как тебе хочется. Вожак преступной группировки – тоже лидер, но заведомо с плохими ценностями, разрушающей этикой и асоциальными нормами морали. Какой родитель мечтает, чтобы его ребенок вдохновлял на подвиги банду ровесников? Думаю, ты не хочешь, раз читаешь эту статью.
Поэтому постарайся создать условия и направить силы и энергию ребенка в область благотворительности и наставничества. Обе сферы деятельности позволяют проверить «Чего я стою?», «Справлюсь ли?», «Не слабо ли мне?» Пусть подросток взрослеет, проверяет, на что он способен в мире взрослых, творя добро.
2Детские дома – храм для эмпатии
Начать можно с простых вещей: например, договориться с детским домом по соседству или детским кружком, куда подросток будет приходить, чтобы проводить занятия с детьми. Твой ребенок хорошо играет в шахматы? Пусть дает уроки. Он умеет что-то делать своими руками? Отлично! Юноши, к примеру, могут обучать малышей выжигать, строгать, выпиливать, девушки – шить, вышивать. Подросток здорово играет в футбол или хоккей? Вот и дополнительный веселый урок физкультуры для детдомовских ребятишек!
Часто государство помогает брошенным детям только материально, а им не хватает общения, наставников. Но даже взрослым непросто прийти к сиротам, а для подростка это настоящий риск и поступок.
Я знаю детский дом, в который однажды привезли ноутбуки: вещи полезные, но некому было прийти и научить детей пользоваться техникой. В такой ситуации твой сын или дочь, которых дома не оторвать от компьютера, могут выступить настоящими супергероями – и перевернуть судьбы детдомовцев, научив их находить нужную для учебы информацию, смотреть фильмы в Сети да и просто общаться. Подросток-наставник может проявить инициативу и завести группу «ВКонтакте» на любую интересную детям тему, стать в ней модератором. Это будет не просто пришел-научил-ушел, а замечательный шаг для расширения круга социальных контактов таких детей.
Часто социальным проектам нужны не столько деньги, сколько умные люди, волонтеры, готовые помочь делами и знаниями. И твой подросток может таким стать, получив свою долю восхищения.
3Подросток-учитель – это ответственно
Настоящим вызовом подростку может стать и опыт преподавания. Заниматься с малышами, со сверстниками или даже с пожилыми людьми можно где угодно – в школе, кружках, молодежных домах. Проводить уроки в форме домашнего образования или учебы по скайпу. Можно попробовать договориться с кем-то из преподавателей, чтобы твой ребенок стал его помощником и вел часть занятий. Все возможно! Надо только задаться целью, опросить знакомых, подойти к педагогу. И уж точно не лениться! Это уже задача родителей – найти час-другой и придумать решение этой задачи. И за этот час избавить себя от головной боли за подростка и его будущее.
Подтолкнув своего ребенка к тому, чтобы он стал передавать свои знания и умения другим людям или заботиться о младших, ты убьешь сразу несколько зайцев. Подросток начнет чувствовать себя социально ответственным человеком, который приносит в мир добро и пользу, станет более устойчив психически. Он понимает, что небесполезен, что он уже сейчас улучшает мир, что его работа приносит ощутимый результат. Когда он только начал преподавать, его подопечные не умели читать по-английски или не разбирались в поисковых системах Интернета. А он провел с ними занятия, объяснил, рассказал – и дети научились этому. Причем они не только получили знания, но еще расширили кругозор, развили бытовые навыки, стали более самостоятельными и уверенными. Ощущение того, что все это – твоя заслуга, очень важно и ценно.
Кстати, сам подросток тоже станет гораздо лучше разбираться в преподаваемом им предмете или деле. Ведь теперь эти знания необходимы ему в двойном объеме – для демонстрации своего опыта и авторитета перед учениками. А это не останется незамеченным и в его школе.
Более того, юный преподаватель в итоге получит еще благодарность от своих учеников и их родителей.
И тогда у подростка появится автоматический навык – быть наставником для тех, кто нуждается в его опыте и знаниях, в его руководстве и опеке. Это бесценное умение, которому взрослых людей учат годами и за огромные деньги. А он этот навык получит бонусом к возможности уберечься от дурной компании и плохого влияния.
Хочет подросток почувствовать себя взрослым, проверить, на что он способен? Дай ему такую возможность. Твоя задача – направить его желание рисковать на благо ему самому и окружающим.
Стать лидером
Когда подросток учит чему-то других, он нарабатывает преподавательский навык, который необходим любому руководителю и пригодится в каждой компании. И лучше всего, если обучение проходит в форме коучинга, наставничества, в формате правильных вопросов: «А ты подумай – как?..», «А ты подумай – почему?..», «Как можно было бы это улучшить?», «Что бы ты сделал, если...», «К каким последствиям это приведет?» Чем больше подросток приобретает навыков, тем увереннее он становится в кругу семьи, в школе и тем большим авторитетом является для друзей. Лидеру важно обладать харизмой, которая способна дать ему многое для формирования цельной личности.
Ольга Юрковская, психолог, бизнес-консультант
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl