«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историйМода

Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

Пьер Карден грозно посмотрел на всех присутствующих и медленно произнес: «Какая жуткая непрофессиональная работа! — потом обратился ко мне: — Переведите, пожалуйста, мои слова мадам Плисецкой».

Беседовала Марина Денисова

Фото: Елена Сухова/7 Дней

Вот уже много лет вы ведете на Первом канале программу «Модный приговор». Не наступило эмоциональное выгорание?

— Нет, «Модный приговор» — великая школа жизни, за эти годы я действительно смог узнать многое о психологии людей, лучше понять характер женщин и мужчин, нюансы отношений между ними. За двенадцать лет, что веду программу, удалось увидеть столько пар — и семейных, и разведенных. Послушать их весьма нетривиальные истории. Кроме того, я успел поработать со многими соведущими, у нас чередовались разные защитницы. Начинал с Ариной Шараповой. Надежду Бабкину не раз заменяли Юлия Барановская, Дарья Донцова, Лариса Долина, Анжелика Варум, Рената Литвинова, Лариса Гузеева, Нонна Гришаева, Ольга Кабо, Надежда Ангарская... Всего тридцать семь человек. Все такие разные, общаться с ними было очень любопытно. Я уж не говорю об Эвелине Хромченко. У нее свой взгляд на многие вещи, с ней всегда интересно беседовать.

Работа в этом проекте формировала меня не только как эксперта в области моды, но и как знатока жизни, сейчас ко мне без конца обращаются женщины с самыми разными вопросами. Просят, например, дать совет: выходить замуж или нет? Со мной вместе хотят путешествовать, ходить по музеям, слушать мои лекции. Благодарен «Модному приговору», он подарил мне не только всероссийскую славу, но и мировую. Передачу смотрят и в Германии, и в Израиле, и в Австралии, и в Бразилии.

— В журнале «7 Дней» вы каждую неделю делаете обзоры звездных гардеробов, критикуете, указываете на модные промахи... Знаменитости не обижаются?

— Кто-то обижается, кто-то благодарит. У меня нет цели никого оскорбить, но если начну всех хвалить и превозносить, никто эти обзоры не прочитает. Моя критика, конечно, нравится далеко не каждому. Лолита Милявская, например, очень сердилась. Одежду, которую она носила, я называл достаточно вульгарной, объясню почему: Лолита любила показать ноги, обтянуть себя — особенно в районе бедер и живота. Ей дико нравился этот стиль. Но как только она перешла на вещи оверсайз, которые скрыли контуры ее фигуры, выиграла. К тому же в последнее время певица похорошела, постройнела. Считаю, что это для нее огромное достижение. Возможно, в этом тоже есть какая-то моя заслуга, потому что я действительно часто критиковал ее образы. Лолита огрызалась и возмущалась: «Как Васильев может делать мне какие-то замечания, если сам ходит в красных штанах», а потом меня полюбила, и теперь пишет нежные комментарии в моем «Инстаграме» (признан в РФ экстремистской организацией).

Певица Ани Лорак призналась, что внимательно изучает каждую мою рекомендацию. Ее гардероб и образы я тоже не раз критиковал, но в целом она осталась довольна, даже подарила мне несколько своих концертных платьев, за что хочу сказать ей спасибо.

С Пьером Карденом, 1984 год. Фото предоставлено фондом Александра Васильева

— Известно, что в вашей коллекции много уникальных экспонатов, например из гардероба балерины Плисецкой.

— Через некоторое время после кончины Майи Михайловны я посетил их с Щедриным квартиру в центре Мюнхена, где супруги жили в последние годы. Визит был неслучаен, Родион Константинович сам позвонил и пригласил меня. Перед смертью Майя завещала ему передать мне ее гардероб со словами «Саша сохранит». К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом. Он отметил: «Молодец, хорошо подготовился!» — и отдал много вещей, которые я теперь показываю на разных выставках.

С Майей Плисецкой меня познакомили в 1984 году. Я к тому времени уже два года как эмигрировал из СССР. Уехал из Москвы, женившись на студентке француженке Анн Бодимон, и жил в Париже. Появился свой круг общения, я был вхож в дом французской аристократки графини Жаклин де Богурдон. Эта дама обожала русский балет, принимала у себя Владимира Васильева с Екатериной Максимовой, Юрия Григоровича. Майю Плисецкую к ней привел театральный агент Рудольфа Нуриева.

Я тогда был строен и молод, прямо скажу, не робкого десятка, умел привлечь к себе внимание, поскольку одевался весьма оригинально. Майя Михайловна заинтересовалась мной. Особенно обрадовалась тому, что я русский. За столом беседа шла на французском, которого она не понимала. Стала выяснять, кто я, откуда, чем занимаюсь. Рассказал ей о своей семье: про отца Александра Васильева, известного театрального художника, про мать Татьяну Гулевич, драматическую актрису, которая стала педагогом сценической речи в Школе-студии МХАТ. Узнав, что я сам художник по костюмам, Майя попросила: «Вот и нарисуйте мне, пожалуйста, эскизы к балету «Чайка», я скоро буду его ставить в Риме».

Через несколько дней я принес ей три своих рисунка в гостиницу, которая принадлежала дизайнеру Пьеру Кардену. Плисецкая всегда жила у него, приезжая в Париж, он предоставлял ей номер бесплатно. Карден боготворил Майю, считал своей музой... Она положила мои эскизы на пол, внимательно рассмотрела и дала оценку: «Костюмы такие богатые, они больше подходят Аркадиной, я же буду танцевать партию Нины Заречной, мне бы что-то попроще». Потом спросила, не хочу ли прогуляться с ней по магазинам. Это предложение я посчитал за честь.

Фото: SL-ZIga/ Creative Commons Attribution-share Alike 3.0 Unported License

Нет, не могу сказать, что стал ее другом, но Плисецкая с радостью начала общаться со мной, приглашала на выступления, звала в гримерку, дарила свои пуанты, обращалась с довольно интимными просьбами — расстегнуть ей пачку например. Много раз я видел ее на парижской сцене, а потом и в Лондоне на спектаклях или в сборных концертах, где она танцевала своего легендарного «Умирающего лебедя». Майю заваливали цветами, аплодисменты не смолкали. Однажды я стал свидетелем того, как ее вызывали с этим номером на бис четыре раза подряд.
Она была сложным человеком — весьма избирательным, с очень многослойным характером. Неподкупная, принципиальная, не поддавалась на уговоры, никогда не сдавала своих позиций.

Приведу пример: Плисецкая перестала общаться с родной теткой, с которой я тоже успел познакомиться. Я пытался их примирить. Суламифь Мессерер исполнялось девяносто лет, за неделю до этого я встретился с Майей Михайловной и спросил:

— Не хотите поздравить с юбилеем вашу тетю?

Она ответила:

— Сашенька, миротворец вы наш, не хочу! Позвоните ей и передайте привет от меня.

Она любила поболтать со мной о моде. Как-то я ехал с ней в такси, и Майя заявила:

— Из всех дизайнеров лучший Пьер Карден. Он гений!

Я спросил:

— Почему?

Она ответила:

— Он нас, женщин, спас: предложил черную водолазку и черные колготки. Что может быть лучше?

О Кардене она могла говорить часами и всегда называла его «мой Пьер». Помню, пошел с ней в знаменитый ресторан при театре в культурном центре Espace Pierre Cardin. В него было не попасть, особенно на званый ужин к самому Пьеру Кардену. Он ко мне хорошо относился, поскольку считал приятелем Плисецкой.

Костюм Плисецкой от Шанель. Фото предоставлено фондом Александра Васильева

Пьер был очень вспыльчивым человеком, он же все-таки имел итальянские корни, родился неподалеку от Венеции. При мне на том самом ужине один из известных французских фотографов принес ему пачку снимков спектакля «Безумная из Шайо» с участием Майи Михайловны, и Пьер обрушился на бедолагу с таким негодованием! Грозно посмотрел на всех присутствующих и медленно произнес:

— Какая жуткая непрофессиональная работа! — потом обратился ко мне: — Переведите, пожалуйста, мои слова мадам Плисецкой.

Фотограф покраснел от обиды. Карден же продолжал:

— Вы показываете эти ужасные фотографии самому великому модельеру мира и самой гениальной балерине планеты, не понимая нашей значимости в искусстве! Вы отняли у нас время...

Я все перевел, и тут Майя говорит:

— Странно, мой Пьер, а вчера тебе его фотографии понравились, и ты именно их выбрал для программки.

Карден не сразу сообразил, что это те же самые снимки, которые он утвердил накануне, но извинился, и про инцидент забыли. Меня поразила мудрость Плисецкой: она никого не защитила, не поддержала, просто напомнила о том, что было вчера.

Майя знала подход к Кардену. Ему очень льстила работа с примой Большого театра. Он создал ей костюмы для нескольких балетов, в том числе для «Чайки» и «Анны Карениной». Но представьте себе, Большой театр поначалу отказывался ставить в афише его имя, пока Плисецкая не настояла: «Как вам не стыдно, этого кутюрье знают во всем мире!» В Советском Союзе о нем никто слыхом не слыхивал, все же жили за железным занавесом. Это Майя сделала Кардена известным в нашей стране.

Он считал ее одной из любимых клиенток, но она никогда у него ничего не покупала. Пьер ей все дарил. Однажды в Париже мы отправились в бутик Кардена. Он шил на фигуры комплекции Майи — на стройных женщин с небольшой грудью и узкими бедрами. И что бы она ни примеряла, все на ней смотрелось великолепно. Плисецкая повторяла: «Ой, как красиво, отвесим». В итоге набралось штук двенадцать костюмов. Тут она всплеснула руками: «Боже, это, наверное, страшно дорого! Даже не знаю, смогу ли все купить».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Что делать, если мне тревожно прямо сейчас: 3 техники самопомощи Что делать, если мне тревожно прямо сейчас: 3 техники самопомощи

Техники самопомощи, которые помогут справиться с тревогой и узнать себя лучше

Psychologies
Юрий Яковлев: последний романтик уходящей эпохи Юрий Яковлев: последний романтик уходящей эпохи

Красавец в костюме на шикарной иномарке

Караван историй
3 навыка, которые помогут вернуть любовь к себе 3 навыка, которые помогут вернуть любовь к себе

Любовь к себе — наш важнейший внутренний ресурс

Psychologies
Артем Михалков. Что такое хорошо и что такое плохо Артем Михалков. Что такое хорошо и что такое плохо

В детстве плохо понимаешь, какой это адский труд — растить троих детей

Караван историй
Почему мы не можем заснуть даже когда сильно устали Почему мы не можем заснуть даже когда сильно устали

Долго ворочаетесь в кровати и не можете заснуть?

Популярная механика
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Краткая история советского спортивного стиля, часть первая (1920–1960-е) Краткая история советского спортивного стиля, часть первая (1920–1960-е)

У СССР со спортом и физкультурой всегда были особые отношения

Esquire
Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах» Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»

Николай Цискаридзе дал интервью в год 285-летия старейшей балетной школы мира

Караван историй
Как в кризисное время найти общий язык с ребенком? Как в кризисное время найти общий язык с ребенком?

Каким образом мы можем помочь детям, если вокруг хаос и неопределенность?

Psychologies
5 мифов о женском оргазме 5 мифов о женском оргазме

Мифы об оргазме

Psychologies
3 самых важных сражения Второй мировой войны, которые изменили ее ход 3 самых важных сражения Второй мировой войны, которые изменили ее ход

Вторая мировая война была полна кровопролитных битв и героических подвигов

Популярная механика
Нина Дворжецкая: «На «Оттепели» меня назвали пионервожатой» Нина Дворжецкая: «На «Оттепели» меня назвали пионервожатой»

Нина Дворжецкая поделилась своими взглядами на профессию артиста

Коллекция. Караван историй
Красота и жертвы: пластический хирург о неудачных операциях и их последствиях Красота и жертвы: пластический хирург о неудачных операциях и их последствиях

Чем может обернуться ринопластика, маммопластика и блефаропластика?

VOICE
Анна Пескова. По другую сторону экрана Анна Пескова. По другую сторону экрана

Анна Пескова — о другой стороне экрана

Коллекция. Караван историй
Таинственный и неуловимый свет: 25 мест, где можно увидеть северное сияние Таинственный и неуловимый свет: 25 мест, где можно увидеть северное сияние

Полярное сияние - чудо природы, которое мечтает увидеть каждый

Популярная механика
Никита Кукушкин. Актер нового типа Никита Кукушкин. Актер нового типа

Никита Кукушкин: «Сейчас у меня замечательное время. Я собираю камни»

Коллекция. Караван историй
Как похудеть за 5 дней без вреда для здоровья: проверенные способы Как похудеть за 5 дней без вреда для здоровья: проверенные способы

Выполняй простые правила и похудей за 5 дней!

VOICE
«Письмо о хорошем», «каляки» и другие практики для снижения стресса «Письмо о хорошем», «каляки» и другие практики для снижения стресса

Сосредоточиться на делах невозможно, а мысли о будущем вызывают тревогу?

Psychologies
Близкие мешают вам развиваться: что делать? Близкие мешают вам развиваться: что делать?

Мы ставим цели и порой не задумываемся, как близкие на это отреагируют

Psychologies
10 легких и жизнеутверждающих фильмов, чтобы отключиться от реальности 10 легких и жизнеутверждающих фильмов, чтобы отключиться от реальности

Подборка фильмов, которые помогут успокоить тревогу и отключиться от реальности

VOICE
Птички, бабочки, цветы: 10 весенних идей для крошечных тату на теле Птички, бабочки, цветы: 10 весенних идей для крошечных тату на теле

Тренд на минималистичные тату не теряет актуальности много сезонов подряд

Cosmopolitan
Что влияет на желание в постели? Что влияет на желание в постели?

Какие факторы влияют на сексуальный темперамент

Psychologies
На острие На острие

Актер Юрий Чурсин — о скрытом темпераменте и своих ролях

OK!
В 14 нос, а в 18 — грудь: звезды, которые очень рано сделали пластику В 14 нос, а в 18 — грудь: звезды, которые очень рано сделали пластику

Звездные истории о слишком рано сделанных пластических операциях

Cosmopolitan
Выученная беспомощность Выученная беспомощность

Мы все произносим фразу «Я не могу». Всегда ли это невозможность что-то сделать?

Лиза
Как стартап из Филадельфии разработал роботов-собак для охраны границ США Как стартап из Филадельфии разработал роботов-собак для охраны границ США

Границу между США и Мексикой вскоре могут начать патрулировать роботы-собаки

Forbes
Лимонов и революция Лимонов и революция

Когда в Советском Союзе начинается перестройка, Лимонов преображается

Esquire
Иранский синдром Иранский синдром

Как экономика Исламской Республики приспособилась к условиям санкций

Forbes
Как сбросить iPhone до заводских настроек перед продажей: подробности и рекомендации Как сбросить iPhone до заводских настроек перед продажей: подробности и рекомендации

Разбираемся, как обнулить свой iPhone

Playboy
Открыть в приложении