Усилия царя по спасению отечества и не предотвратили социальный взрыв

ДилетантИстория

Миротворец, превративший трон в катапульту

Все усилия Александра III по спасению отечества от революционной опасности не предотвратили социальный взрыв, а лишь отсрочили его и сделали более масштабным.

Портрет императора Александра III. Николай Дмитриев-Ольденбургский, 1896 год

Мы открываем памятник императору Александру III — выдающемуся государственному деятелю и патриоту, человеку сильного характера, мужества, несгибаемой воли. Он всегда глубоко чувствовал личную ответственность за судьбу страны», — сказал президент РФ Владимир Путин 18 ноября 2017 года по случаю открытия в Крыму четырёхметрового монумента предпоследнему российскому царю. И далее по пунктам перечислил его главные успехи. Что ж, попробуем в этих пунктах разобраться.

Контрреформы с контрэффектом

Одним из главных достижений Александра III, по словам Путина, стала прочная установка на традиционализм: «…он считал, что сильное, суверенное, самостоятельное государство должно опираться… на традиции, что великому народу важно сохранять самобытность, а движение вперёд невозможно без уважения к своей истории, культуре и духовным ценностям». Как можно понять, имеется в виду решительный отказ Александра III от любых «игр в конституционализм». Вскоре после вступления на престол он под влиянием своего политического наставника Константина Победоносцева (открыто называвшего реформы предшествующего царствования «преступными») и вопреки мнению большей части членов Совета министров похоронил проект «конституции», подготовленный главой Министерства внутренних дел Михаилом Лорис-Меликовым. Спустя год столь же резко Александр III отверг и славянофильский проект земского собора, разработанный следующим руководителем министерства Николаем Игнатьевым.

Разделавшись с проектами всероссийского представительного учреждения, царь вступил на путь последовательных контрреформ, которые должны были избавить Россию от опасных последствий «бездумного европейничания».

Самой одиозной контрреформой оказалось введение института земских начальников. Фактически это означало восстановление полицейского контроля со стороны дворян над крестьянами. С той лишь поправкой, что если раньше, при крепостном праве, помещик не только порол крестьян по субботам на конюшне, но и заботился о том, чтобы крестьянское хозяйство не приходило в упадок, то теперь назначаемый МВД земский начальник выполнял функции надзирателя, которому не было никакого дела до крестьянских нужд. Зато он мог самолично штрафовать и арестовывать крестьян. А контролируя состав волостных судов (имевших право подвергать крестьян телесным наказаниям), ещё и сечь «подопечных». Произвол земских начальников зашкаливал. Так, например, один из них под страхом штрафа заставлял крестьян снимать шапку перед его лошадью, ведомой на водопой. Неудивительно, что вместо ренессанса «патриархальной идиллии» случилось прямо противоположное — ещё большее усиление ненависти крестьян к дворянам.

Патриотизм шрифта. Александр III, заняв трон, распорядился заменить стиль буквы А своего вензеля, созданного по подобию знака Александра II (справа), на старославянскую вязь (слева)

Неукротимые земства

Не менее абсурдными, с точки зрения профилактики великих потрясений, явились ещё две контрреформы Александра III — земская и городская.

В 1890 году крестьян лишили права выбирать гласных (депутатов) уездных земских собраний, резко повысили помещичью квоту в земствах и более «плотно» подчинили их губернаторам. В итоге крестьяне окончательно перестали воспринимать эти органы самоуправления как «свои» (что лишило земства в будущем возможности стать политическим заслоном на пути «войны всех против всех»).

Аналогичный контрэффект последовал и от городской контрреформы 1892 года. Число избирателей, среди которых остались только владельцы крупной недвижимости, сократилось до одного процента от всех горожан. Это вызвало столь же резкое падение авторитета городских дум в обществе.

При этом более лояльными по отношению к правительству «кастрированные» земства и думы отнюдь не стали. В итоге все эти дискриминационные меры, вместо того чтобы профилактировать будущий революционный бунт, лишь начиняли общество динамитом протестной энергии.

Затишье перед бурей

Казалось бы, в пользу эффективности политики «патриархально-репрессивного успокоения», которую проводил Александр III, говорит резкий спад террористической и вообще революционной активности. Однако спад этот в реальности отнюдь не был результатом жёстких мер. Дело в том, что политическое успокоение в России наступило сразу вслед за убийством Александра II.

Ужасная гибель Царя-освободителя моментально изменила общественные настроения. Террор в одночасье перестал быть «модным» среди молодёжи, а революционные организации утратили моральную поддержку со стороны образованной публики. В изданной за границей в 1910-е годы книге «Последний самодержец» публицист Виктор Обнинский писал: «Этот акт [убийство царя] глубоко всколыхнул общество и народ. За убитым государем числились слишком выдающиеся заслуги, чтобы смерть его прошла без рефлекса со стороны населения. А таким рефлексом могло быть только желание реакции».

Иными словами, не охранительная политика Александра III, а мученическая гибель его предшественника на время отвратила Россию от революции. Внутренняя же политика Александра III скорее сокращала тот исторический срок, на который распространялось данное успокоение.

В страхе перед террором. Официальная коронация Александра III состоялась только через два года после его вступления на престол. Злые языки уверяли, что император затягивал с коронацией, потому что страшно боялся покушения, которое легко организовать при таком стечении народа. Коронация императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны 25 мая 1883 года. Жорж Беккер, 1888 год
Памятная медаль, посвящённая коронации Александра III

Индустриализация

По мнению Владимира Путина, репрессивно-традиционалистская политика Александра III не только не несла в себе серьёзных политических угроз, но способствовала успешному развитию новейших сфер экономики: «Бурно и динамично развивался индустриальный потенциал страны»; «открывались заводы и фабрики, расширялась сеть железных дорог. Именно по указу императора началось строительство Великого сибирского пути — Транссиба, который вот уже более века является достоянием России».

Если брать чисто количественную сторону дела, то финансово-экономическая сфера эпохи Александра III впечатляет. Однако необходимо учесть, что в основе этих показателей лежал не рост благосостояния основной массы населения (то есть крестьянства), а нечто иное. В частности, колоссальные французские кредиты, львиная доля которых шла на финансирование тяжёлой промышленности, работавшей в первую очередь на оборонные заказы. Весь промышленный бум, таким образом, покоился на экономическом песке. И когда в 1900 году на европейских биржах случился кризис, как карточный домик рухнула и вся российская «индустриализация 1890-х». Страна ввалилась в затяжной кризис, из которого начнёт выкарабкиваться лишь в 1909 году после аграрной реформы Петра Столыпина, давшей импульс свободному рыночному развитию деревни. Своего рода фатальным последствием авторитарных индустриальных успехов 1890-х годов стало форсированное строительство Транссибирской железной дороги. Экономических надежд, которые на неё возлагались (стать конкурентом Суэцкого канала, помочь завоевать рынки Персии и Китая), эта дорога не оправдала. Зато поглотила гигантский объём бюджетных средств (которые могли быть потрачены на куда более полезную стране аграрную реформу). При этом именно благодаря Транссибу Россия с её активной и в целом авантюрной политикой на Дальнем Востоке фактически «вкатилась» в Русско-японскую войну. А эта война стала важнейшей предпосылкой революции 1905 года, приведшей к крушению самодержавия, которое так стремился укрепить Александр III…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Антифашисты в немецких мундирах Антифашисты в немецких мундирах

Заговор против Гитлера окончился двойной неудачей

Дилетант
Райский остров Райский остров

Фукуок – самый большой остров Вьетнама и, наверное, самый красивый

Домашний Очаг
Анна Андерсон в роли Анастасии Анна Андерсон в роли Анастасии

Истории «чудесного спасения» погибших лиц царской крови случались неоднократно

Дилетант
Пицца высокого полета Пицца высокого полета

Энциклопедия самых заметных российских бизнес-проектов. «Додо Пицца»

Esquire
Разбойник или герой? Разбойник или герой?

Самый успешный корсар в истории часто шёл на отчаянный риск

Дилетант
Богомолов Богомолов

Мы обсудили с режиссером Константином Богомоловым фобии и комплексы

Esquire
Рыцарь инквизиторского ордена Рыцарь инквизиторского ордена

Как Феликс Дзержинский с нуля создал политическую полицию

Дилетант
Со временем все проходит? Со временем все проходит?

Иногда прошлое преследует нас. Можем ли мы освободиться от него?

Psychologies
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
24 часа наедине с мужчиной 24 часа наедине с мужчиной

Всякий уважающий себя самец должен круглые сутки быть на высоте

Playboy
Строитель единой Руси? Строитель единой Руси?

Деспотическая вертикаль Батыя на века осталась в управлении Московского царства

Дилетант
Лучше гор могут быть Лучше гор могут быть

На этих зимних курортах вы отлично проведете время

Glamour
Яростный танк Брэда Питта Яростный танк Брэда Питта

Слово Fury («ярость» — англ.) написано белой краской на стволе танка

Дилетант
Скрижали новых скреп Скрижали новых скреп

Все ускоряющийся прогресс диктует новые нормы морали

Maxim
Сорок лет расплаты за два года любви Сорок лет расплаты за два года любви

История любви адмирала Александра Колчака и Анны Тимирёвой

Дилетант
V значит Вьялицына V значит Вьялицына

Нью-йоркская квартира модели Anne V

Tatler
Хью Джекман Хью Джекман

Правила жизни Хью Джекмана

Esquire
Star и млад Star и млад

Спектакль «До и после», который поддержали Театр Наций и фестиваль «Территория»

СНОБ
«Работая в кино, нельзя быть хорошим парнем» «Работая в кино, нельзя быть хорошим парнем»

Прагматичный и мудрый Энтони Хопкинс – об актерстве, деньгах и медных трубах

Playboy
Светлана Зейналова: «В каждом ребенке есть искра» Светлана Зейналова: «В каждом ребенке есть искра»

Самая позитивная ведущая Светлана Зейналова – о мечтах и воспитании детей

Лиза
Анна Ардова: «Учусь любить себя!» Анна Ардова: «Учусь любить себя!»

Популярная актриса – о роли в спектакле, новогодних традициях и своих детях

Лиза
Будущее наступило или нет Будущее наступило или нет

Когда у нас будут квантовые компьютеры?

РБК
В долине мечтателей В долине мечтателей

Лидеры Кремниевой долины предлагают революционные идеи

CHIP
Матильда против Матильды Матильда против Матильды

В середине XII века в Англии началась длительная гражданская война

Дилетант
Я и моя собака Я и моя собака

Почему они для нас так много значат?

Psychologies
Опять одна реклама! Опять одна реклама!

Реклама была такой интересной, что ей посвящали це­лые статьи в журналах

Maxim
Выходцы из среднего класса Выходцы из среднего класса

Hyundai Elantra – Toyota Corolla

АвтоМир
Ритуальные танцы Ритуальные танцы

Чтобы облегчить переход на новый уровень, мы используем ритуалы

Psychologies
71 факт о главном плейбое планеты 71 факт о главном плейбое планеты

Лучшее о жизни культурного гиганта и главного плейбоя планеты Хью Хефнера

Playboy
Стоит и стоять будет Стоит и стоять будет

Об очереди на «Щелкунчика» как природном феномене

GQ
Открыть в приложении