Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах
11 сентября родился Гарри Бардин — классик советской и российской мультипликации, известный в числе прочего своими экспериментальными короткометражками, в которых он задействовал бумагу, спички, проволоку и заграничный пластилин, полученный посылкой от британского коллеги. Рассказываем о его работе и советуем пять самых необычных мультфильмов.
Гарри Бардина широкая аудитория знает по классике советской мультипликации — «Летучему кораблю», но в его фильмографии на самом деле мало именно рисованных мультфильмов. Довольно быстро режиссер перешел от рисунков к работе с объемом — куклами, пластилином, а потом и более необычным материалами. Начинал Бардин как актер, работал в театре, снимался в кино, а затем попал в театр кукол Образцова, после чего полюбил игровое веселье: «Я не учился мультипликации – я в нее просто играл, и при этом мне платили зарплату», — говорил он впоследствии о начале работы в «Союзмультфильме».
После нескольких режиссерских работ с художниками-мультипликаторами Бардин перешел к объему. Сказался и опыт работы в кукольном театре, да и на плоскости его задумкам стало тесновато. Первый объемный мультфильм — «Конфликт» 1983 года — родился из сценария, который, по мнению режиссера, потерял бы в рисунке. «Я занимался тем, что было мне интересно: я придумывал темы и искал материал, который бы наиболее хорошо, как мне казалось, отражал выбранную тему. А иногда было наоборот — я шел от материла, — рассказывал Бардин. — И мне очень понравилась работа с объемом, поскольку в объемной анимации нет промежуточных технологических фаз, как в рисованной, — всех этих контуровок, заливок, фазовок. Здесь только мультипликатор, оператор и я, и камера, и пленка. Я знаю, от чего к чему придет, процесс мне больше подвластен, а значит, более бескомпромиссен».
Кукольная анимация тогда развивалась параллельно рисованной, но с традиционной куклой Бардин тоже не хотел работать: ему попросту не нравилось. Поэтому режиссер придумывал собственные ходы, не ограничиваясь уже известными. Был в его фильмографии и пластилин: «Тяп-ляп, маляры» 1984 года, «Брэк!» 1985-го, «Серый волк энд Красная Шапочка» 1990-го. Когда уже в постсоветское время выходил «Кот в сапогах», в титрах появилась специальная благодарность британскому аниматору Нику Парку («Уоллес и Громит», «Побег из курятника», «Барашек Шон»). Оказалось, что Бардин с Парком познакомились на конкурсе в Анси, где Бардин победил с «Красной Шапочкой», и британский коллега предложил прислать ему качественный пластилин. И прислал — целых 9 кг! Но, по словам Бардина, российский оказался лучше.