Спасти Станислава: как в России впервые вытащили кита из сетей и почему это произошло
О том, как проходила первая в России операция по спасению из сетей кита по имени Станислав, и о проблеме выброшенных рыболовных орудий, специально для Forbes рассказывает Валентина Мезенцева, председатель правления клуба «Бумеранг», сотрудники которого срезали с млекопитающего сети, и координатор операции со стороны сахалинских участников.
2 июня в Баренцевом море у поселка Териберка на Кольском полуострове туристы обнаружили краснокнижного горбатого кита. Млекопитающее запуталось в остатках сетей. У кита Станислава (имя ему было выбрано спонтанно) веревка плотно прилегала к телу, а место запутывания располагалось позади рта. Млекопитающее относилось к краснокнижному охраняемому в России виду — горбатый кит. Такое название животные получили либо из-за спинного плавника, формой напоминающего горб, либо от привычки при плавании сильно выгибать спину. После того, как информация о запутавшемся ките распространилась в социальных сетях, встал вопрос о проведении спасательной операции.
Запутавшийся кит мог кормиться с сетью на теле, но на коже животного было уже несколько отметин: сеть натирала. Прогноз на будущее у гиганта был неблагоприятный. К операции по спасению подключились волонтеры, местные жители, представители «Норильского никеля», сотрудники Росприроднадзора и других ведомств, туроператоры и морские биологи.
Как спасали первого кита
Единственные «китовые» спасатели в России — это группа реагирования «Друзья океана», которая базируется на Сахалине. Ее руководителю Вячеславу Козлову и позвонили с просьбой принять участие в освобождении от сетей млекопитающего. В итоге 10 июня двое спасателей — Вячеслав Козлов и Павел Ткаченко — полетели из Сахалина в Мурманск. Надо отметить, что еще до прилета сахалинцев в море вышла команда под руководством морского биолога Анастасии Куницы, чтобы установить точное место нахождения запутавшегося кита. После того как спасатели добрались до Териберки, началась активная фаза операции по спасению.
В море выходило два судна. Одно, легкое маневренное с парой спасателей на борту, пыталось приблизиться к киту, чтобы понять, насколько сильно и как запутан кит, а затем срезать путы. Капитан судна выполнял протоколы безопасности при сближении с млекопитающим: не вставал на пути животного и не приближался к хвосту, двигался вдоль траектории движения кита. Однако в течение двух дней кит не давал людям приблизиться: постоянно уходил от лодки. На втором судне шла команда сопровождения с оборудованием, которое может понадобиться спасателям.
С помощью дронов и визуального наблюдения удалось понять характер запутывания и определить, каким образом избавлять кита от веревок. Ситуация оказалась непростой. Когда у сетей на теле млекопитающего есть свободные концы, то на них крепят большие надувные буи. Действуя как тормоза, они замедляют скорость движения животного до 3–5 км/ч вместо обычных 10–15 км/ч. Также буи-поплавки не позволяют киту нырять, удерживая гиганта на поверхности воды.
Но у кита Станислава не было ни одного торчащего кусочка веревки — зацепить буй было не за что. Спасатели должны были подойти на расстояние около трех метров к голове кита, и дотянуться до пут спасательным шестом. Шест — главное орудие освобождения. Его длина от 3 до 8 метров, а на конце закреплен режущий инструмент. В арсенале «Друзей океана» целый набор приспособлений для разрезания сети, среди них коллекция ножей от закругленных до тупых и поворотных.