«Повседневность дагестанской женщины: Кавказская война и социокультурные перемены XIX века»
Какую помощь имамат оказывал вдовам
Как в ходе Кавказской войны изменились привычки и поведение, личный, социальный и правовой статус дагестанский женщин? Как повлияли на их положение общероссийские реформы середины и конца XIX века? В книге «Повседневность дагестанской женщины: Кавказская война и социокультурные перемены XIX века» (издательство «НЛО») историк Оксана Мутиева исследует опыт женщин, от рядовых дагестанок до жен военных и государственных чинов, которые были вынуждены адаптироваться к политическому и военному кризису в регионе. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о социальной поддержке вдов со стороны имамата.
Влияние военного фактора на возникновение регулярной социальной помощи женщинам в их повседневной жизни
Социальная помощь женщинам как самой незащищенной категории населения имела в дагестанском обществе давнюю историческую традицию. Особое внимание уделялось вдовам, одиноким женщинам, которые в силу разных обстоятельств не имели семьи. В связи с бесконечными войнами, которые неминуемо приводили к гибели мужского населения, вдовство являлось распространенным жизненным сценарием. Добавим к этому и традиционный институт «кровной мести», из-за которого сотнями погибали мужчины, а нередко и целые аулы. Все это, разумеется, приводило к увеличению числа вдовствующих женщин, которые нуждались в социальной помощи. Надо отметить, что денежное обеспечение вдовам и их семьям не полагалось в отличие от социальной помощи вдовам и их семьям в Российской империи. Социальное благополучие дагестанок, оставшихся без кормильца, зависело от содействия родственников и общины. В традиционном дагестанском обществе, по нормам обычного права, исторически сложилась норма — устанавливать над вдовой опеку и попечительство до ее смерти или до повторного замужества.
Судьба вдовы зависела от многих факторов, ее социальный и правовой статус обладал высокой степенью вариативности. Так, большое уважение в обществе имела вдова, которая после смерти мужа-кормильца осталась одна с несовершеннолетними детьми. О ней заботились как родственники, так и общество, стараясь взять на себя часть хозяйственных хлопот, обеспечить пропитанием и пр. Менее высоким был статус вдовы, имевшей уже женатых или замужних детей, которые сами могли о себе позаботиться. В отличие от первых двух категорий статус бездетной вдовы был самым низким в обществе. Тем не менее было бы неверно утверждать, что она оставалась без внимания. Семья бездетную вдову не бросала на произвол судьбы, а, оказывая о ней заботу, старалась выдать замуж повторно. Так, у некоторых дагестанских народов был обычай заключать брак с вдовой покойного брата (левират). При этом желание самой вдовы было необязательным. Кроме того, несогласие женщины на брак было для нее еще и чревато последствиями.
Так, по сведениям Б. К. Далгата, в Даргинском округе была лишена надела земли дочь-вдова за отказ выйти замуж за родственника покойного мужа. В Мехтулинском ханстве вдова, не изъявившая согласие выйти замуж за брата умершего мужа, лишалась личного имущества, в том числе и приданого, и изгонялась из дома.
Очевидно, что такая практика, несмотря на необязательный характер, вынуждала вдов соглашаться на брак с братом покойного мужа. Лишь единицы оказывали сопротивление, не боясь общественного мнения и лишения имущества.