Обратная сторона коттеджных рекордов
Объемы коттеджного строительства бьют рекорды. Однако льготная ипотека и резко выросшая себестоимость строительства разбалансировали этот рынок
Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в России показывает исторические максимумы. В 2023 году было построено 59 млн кв. м жилья в коттеджах — так много не строили никогда. Рекордными темпами растет и рынок загородной ипотеки. По оценке Минстроя, доля ипотеки на ИЖС за три года выросла с 2–3% до 14–16%. Однако за бравурными цифрами вырисовывается непрозрачная и противоречивая картина. До 90% рынка занимает жилье, построенное бригадами без архитекторов, инженеров и стройконтроля. Предложение качественного жилья невелико. Спрос, резко накачанный льготной ипотекой, велик, но системных крупных девелоперов практически нет. Пока властям не удалось найти инструменты создания цивилизованного рынка качественного загородного жилья.
Удорожание стройки
Один из главных трендов этой весны — резкий рост себестоимости строительства загородных домов. «С начала года она выросла процентов на 40. Металл и черепица подорожали на четверть, утеплитель Rockwool — на 30 процентов, OSB-плиты — на 35–45 процентов, — говорит ведущий менеджер компании “Малоэтажная страна” Андрей Антипин. — Сильнее всего подорожала стоимость труда, в отдельных случаях более чем на 50 процентов». «Себестоимость выросла процентов на 45, — соглашается генеральный директор “БН групп” Ольга Иванова. — Причем самыми быстрыми темпами увеличивается стоимость деревянных домов».
За пять лет стоимость коттеджного строительства удвоилась. В 2019 году строительство «коробки» здания оценивалось примерно в 30 тыс. рублей за квадратный метр. Эта цена почти не зависела от технологии строительства. Сегодня стоимость «квадрата» у проверенных строительных компаний — примерно 50–70 тыс. рублей. Средняя стоимость дома «под ключ» (с отделкой, внутренней инженерией и т. д.) оценивается сегодня в 100–120 тыс. рублей за квадратный метр. В ответ на рост стоимости строительства частные заказчики сокращают площади домов: сейчас нередко строят дома площадью до 80 кв. м.
Дефицит кадров в строительстве продолжает нарастать. В первую очередь он вызван отъездом среднеазиатских рабочих и оттоком строителей на проекты в ЛНР и ДНР. «Три года назад в нашей компании средний рабочий на стройке зарабатывал 100–200 тысяч рублей в месяц. Теперь — 200–400 тысяч рублей», — говорит совладелец компании Good Wood Александр Дубовенко.
Дефицит рабочих коренным образом меняет структуру рисков и поведение строительных компаний. «Смотрю сайты коллег, у всех акции типа “успей заключить договор до июня и зафиксируй цену” или “мансардное окно в подарок”. То есть весь фокус на клиента. Но в некоторых компаниях продажи уже превышают строительные мощности в два раза! Это означает, что сроки строительства будут не шесть месяцев, а год, в будущем — два года. Будут суды, расторжения договоров и огромные убытки, — рассказывает Александр Дубовенко. — А я уже полгода говорю, что сейчас идет борьба не за клиента, а за высококвалифицированного рабочего. У кого сколько бригад, тот и выиграет конкурентную борьбу. Мы полностью переключили маркетинг на привлечение бригад». Чтобы удержать и переманить строителей, Good Wood, например, не просто удерживает расценки на высоком уровне, но реализует целый комплекс мер: улучшила быт на стройке, ввела соцпакет для рабочих, оплачивает инструменты, снабжает строителей едой и водой.
Ипотека раскачала и «загородку»
Спрос на загородную недвижимость носит волнообразный характер. С 2002 по 2014 год рынок формировался с нуля, коттеджи были одной из главных бизнес-идей, спрос был стабильно высоким. Затем на шесть лет произошел обвал интереса покупателей. Ажиотажный спрос на коттеджи вновь появился только в ковидный 2020 год, когда в условиях самоизоляции возможность жить за городом стала очень востребованной. В 2022 году, с началом СВО, коттеджи вновь выпали из поля зрения покупателей, но в этом году спрос вернулся. «Россияне с начала года активно скупают земельные участки для строительства дома как в садовых обществах, так и на землях под ИЖС. Один из мотивов — строительство дома кажется им хорошей идеей на фоне резко выросших цен на многоэтажные новостройки. Стоимость квадратного метра в коттеджах нередко в полтора-два раза ниже, чем в городских квартирах. При этом ставки по ипотеке соразмерны тем, что действуют при покупке квартиры в новостройке», — говорит руководитель центра загородной недвижимости федеральной компании «Этажи» Антон Сауков.
По данным «Этажей», средняя цена земельных участков около крупных российских городов за год выросла на 12,6%, домов — на 11,3%. Участки в инвестиционно привлекательных локациях, где планируется строительство дороги или объектов социальной инфраструктуры, растут на 30–40% в год. В среднем по России цена продажи домов находится на уровне 6 млн рублей. «В Московском регионе средняя стоимость земельного участка — 3,3 миллиона рублей, а стоимость загородного дома — 26 миллионов рублей. За год произошло незначительное снижение средних цен, но оно было вызвано не удешевлением недвижимости, а появлением новых проектов, соответственно с невысокой степенью готовности», — говорит руководитель аналитического центра компании «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. Один из главных мотивов покупателей коттеджей — сохранение сбережений в недвижимости в условиях высокой инфляции и нестабильности.
Драйвером спроса на коттеджи являются государственные программы льготного кредитования. Исторически процентная ставка на загородную ипотеку была очень высокой — порядка 20% годовых. Такая ставка отражала высокие риски этого сегмента рынка недвижимости. Однако с 2021 года государство распространило льготную ипотеку и на коттеджи. Фактически впервые в российской истории можно купить загородный дом с недорогой ипотекой. Сейчас действует сразу несколько ипотечных программ на покупку или строительство домов: семейная (ставка до 6% годовых), льготная с господдержкой (до 8% годовых), IT-ипотека (до 5%). Кроме того, работают сельская и дальневосточная ипотека с очень низкими ставками — до 3% годовых.