Спасибо, что неживой
От ненависти до дружбы и любви: как в мировом кинематографе менялись отношения людей и их разумных созданий — и насколько точно эти фантазии описывают реальное будущее?
Может показаться, будто искусственный интеллект — проблема исключительно современная, и ей от силы лет сто. Но если вдуматься, фантазии об искусственном разуме подозрительно похожи на фантазии о создании искусственного человека. Еще Гефест, бог огня и покровитель кузнецов, создал бронзового гиганта Талоса и наделил его душой. В еврейской культуре есть история о Големе — загадочном существе, созданном из глины и грязи. Смутный отголосок этого образа обнаруживается во «Франкенштейне» Мэри Шелли — романе, предвосхитившем всю научную фантастику XX века. И это без учета кукол у Гофмана, гомункула в «Фаусте» и, конечно, «Пиноккио» Карло Коллоди. Словом, люди стали переживать о своих зловещих двойниках задолго до того, как появилась возможность их создать.
В кино условным стартом для осмысления искусственного интеллекта можно назвать «Метрополис» Фрица Ланга (1927). Это не первый фильм по теме — до него уже были экранизации историй о Големе, но первый по-настоящему влиятельный. Формально «Метрополис» — антиутопия о городе будущего, где разгорается классовый конфликт между элитой и простыми рабочими. У робота с внешностью красивой девушки в сюжете скорее второстепенная роль, однако практически столетие спустя мы в разговоре о «Метрополисе» вспоминаем именно образ Лжемарии. Безумный ученый изобретает робота, чтобы воскресить возлюбленную, и в этом Ланг походя обнаруживает, пожалуй, ключевую причину для создания искусственного интеллекта — необходимость обуздать природу и преодолеть смерть.
Современная история ИИ начинается с двух войн — Второй мировой и «холодной». В это время научно-технический прогресс был поставлен на службу политическим проектам, а ученые начали отрабатывать государственные заказы — преимущественно военно-промышленного характера. Именно тогда, пытаясь взломать немецкую шифровальную машину «Энигма», крестный отец информатики Алан Тьюринг формализовал определение алгоритма. Можно вполне резонно считать, что искусственный интеллект родился из оборонной инициативы. Мы никогда не узнаем, появился бы ИИ в других обстоятельствах, но родовое проклятие войны с него уже не снять.
«Колосс: Проект Форбина» (1970) неплохо передает параноидальное настроение в эпоху противостояния между великими державами. Это история о суперкомпьютере, который изобрели для контроля за ядерным арсеналом. «Колосс» был создан только из соображений защиты, но мрачная ирония фильма в том, что компьютер быстро находит общий язык с аналогичной советской системой, и они вместе начинают диктовать свою волю человечеству, обещая создать мир без войн. Разумеется, под чутким управлением искусственного интеллекта. Самое интересное в образе «Колосса» — бестелесность компьютера: поначалу у него даже нет голоса — он дает о себе знать только текстом на дисплее.