Алена Хмельницкая: «Я не впаду в истерику и не стану рвать на себе волосы: «Все кончено!»
«У меня сейчас энергии даже больше, чем было 8-10 лет назад. Я ее раньше не чувствовала, а сейчас она появилась. Думаю, что наконец-то вступила в свой золотой возраст, когда все правильно встало на свои места, наступила гармония физическая и душевная, соответствие внешнего и внутреннего. То, что я пережила, переработала, осмыслила и вышла из всего в плюс, — наверное, дело в этом. Но этого состояния надо было дождаться!» — рассказывает артистка.
— Алена, вы как-то сказали, что, когда не работаете, становитесь очень неприятным человеком. Судя по огромному количеству съемок и премьер — «Неверные», «Онегин», «Симон», «Развод», «Бедные смеются, богатые плачут» и многие другие, — вы сейчас должны быть максимально приятным человеком.
— Да уж, в прошлом году я как-то хорошо поработала, прямо-таки ударно. (Смеется.) Я у Сарика Андреасяна снималась в продолжении сериала «Здравствуйте, вам пора!». Сделала самопробы, меня утвердили, так мы с ним и познакомились. А у Сарика есть очень хорошая черта: если ему артист понравился в одном проекте, он его берет в другой. Потом меня Андреасяны позвали в очень прикольный проект про бензоколонку «Мокрые майки» — о девушках, которые открыли бензоколонку, и там с ними происходят самые разные приключения. Потом случился «Симон», в который я попала без проб... То есть все ограничилось пробами грима и костюма, можно сказать, это не считается. «Симон» — совершеннейший подарок во всех смыслах этого слова, чудесный роман, прекрасный состав, Ереван, лето... В общем, мечта. И после всего этого мне звонит агент и без предисловий говорит:
— Когда вы сможете приехать на примерку «Онегина»?
— В смысле? Вы меня не перепутали? Подождите, подождите, а можно поподробнее? Вот прямо «Онегин», который Евгений, который Пушкин?
— Да!
И я поехала на примерку в абсолютно непонятном состоянии. Там на стене уже висел кастинг, я поняла, кто есть кто, и очень порадовалась, что наконец мы будем сниматься кузинами с Таней Лютаевой. Мы с ней уже много лет кричали продюсерам и режиссерам: «Где ваши глаза? Мы же из одной семьи!» И вот наконец у нас случилось — она княжна Алина из Москвы. Так что, можно сказать, по большому блату после нескольких проектов я оказалась в «Онегине».
— Как вам быть матерью сестер Лариных?
— Прекрасно! И Лиза Моряк (Татьяна), и Таня Сабинова (Ольга) — чудесные молодые актрисы, с которыми мне было комфортно работать. Мы кайфовали на площадке. Мои первые съемочные дни были под Псковом. Представляете, а там как раз золотая осень, и это, во-первых, очень комфортно — не жарко, не холодно, и, во-вторых, безумно красиво. Плюс там немножко пиротехники на съемках дымили, и, когда лучи попадали на карету, на лошадей, на имение Ганнибалов, создавался сказочный эффект. Я постоянно себя одергивала: «Прекращай фотографировать, остановись!» — но не могла, потому что это было так атмосферно!
— Сценарий был написан в прозе, и еще до того, как фильм вышел в прокат, его жестко критиковали в первую очередь за это.
— Да! Люди говорили: «Пушкин и проза несовместимы!» — и падали с инфарктом. Но я хочу возразить: это достойный сценарий, он мне очень понравился. Создатели надеются, что благодаря этому фильму у молодежи возникнет интерес к Пушкину и тот, кто не читал никогда «Евгения Онегина», все же возьмется за книгу. Если им сложно прорываться через исторический шикарный слог, пусть начнут с прозы, она затянет. Меня, например, сценарий затянул. Я подумала: «Ух ты, как круто!» И стихи, кстати, там есть. Володя Вдовиченков, Рассказчик, появляется у нас со стихами прямо во время действия — вот такая находка, которая мне кажется очень интересной.
Создатели фильма вложились в эту историю и сделали по максимуму, чтобы все получилось. Нам были разосланы коротенькие видеоуроки с этикетом тех времен — как правильно брать платье, как приседать в поклоне. Это очень мило и полезно.
— В театральном институте вы ведь тоже изучали этикет?
— Конечно, но этот период мы настолько подробно не изучали. А тут узнали все самые полезные нюансы: кто как должен поклониться за столом, куда положить веер. На площадку пригласили специального консультанта, потому что имелось море вопросов, касающихся быта, которые требовали разъяснений: например, как в то время ели варенье, это ведь был целый ритуал.
— Чем вы занимались в свободное время между съемками?
— Свободного времени почти не было, потому что мой график выстроили практически без перерывов. Но когда они все же случались, мы общались в основном с Таней Сабиновой, по сценарию — моей второй дочерью. Мы гуляли, сидели в милейших ресторанчиках, болтали. Сарик проводил время с моей второй кинодочерью, Лизой Моряк, они же семья.
— А свою реальную младшую дочь Ксюшу вы на площадку брали?
— Нет. Ксюша не такая самодостаточная, как была старшая, Саша, и мне надо было бы уделять время и ей. А ей то скучно, то грустно, то нечем заняться.
— А что ей не скучно?
— Ей 13 лет, и все, что не скучно мне, скучно ей. И наоборот. Это одна из наших главных проблем... Но зато в Армению на съемки фильма «Симон» Ксюша полетела со мной с удовольствием. И эта экспедиция была просто чистой радостью. И я не только работу имею в виду, но и времяпрепровождение, природу, воздух, еду.
— И компания сложилась прекрасная: вы, Алика Смехова, Ольга Кабо...
— И Ира Безрукова. Мы все очень смеялись, потому что мы же практически всю жизнь пробуемся на одни и те же роли. А тут вдруг разрыв шаблона!
Началось все сказочно. На фильме в Ереване работала группа, которая сроднилась и стала семьей еще на предыдущей картине «Манюня». И они за два дня до съемок сделали такие классные посиделки, чтобы нас в свою компанию принять! Накрыли столы в том дворе, где мы потом снимали дом Симона. Мы там ели, выпили, произносили какие-то тосты. В общем, так прекрасно все прошло — и старенькие, и новенькие познакомились и сдружились. И вот мы с девчонками говорили: «Представляете, какое счастье... Дождались! Мы первый раз все вместе на съемочной площадке». Мы вспоминали, кто когда и на какую роль пробовался и кто в итоге ее получил, и хохотали. В «Симоне» же мы по сценарию — бывшие возлюбленные главного героя, у каждой с ним была романтическая история, и вот все встретились на его похоронах. В роли его жены была очень красивая армянская актриса Сатеник Ахназарян, чем-то неуловимо напоминающая Фанни Ардан.
На съемочной площадке была чудесная атмосфера. А как нас там кормили! Просто невозможно! Мы умоляли: «Остановитесь, мы же не влезем ни в один костюм!» Но нас не слышали! И удивительным образом в Ереване я даже похудела. На меня все смотрели и ненавидели: как можно похудеть в Армении?!
— Почему же вы худели?
— Возможно, я худею от счастья. Или армянский воздух мне идеально подходит. Но, думаю, все проще. Нужно есть полезные продукты и не переедать.
— Но как в Армении не переедать?
— Сложно, но можно. Хотя бы не наедаться на ночь. Потому что днем закрыть рот было невозможно. Мы утром приходили на грим, а у нас на столике уже стояли порезанные персики, белая и черная шелковица, виноград, сыр. Тут же во дворе варили ароматный кофе, и я не понимала, работаю или отдыхаю, наслаждаясь жизнью. Это было так прекрасно, что я сама себе завидовала. А на обед нам давали меню ресторана, с которым, видимо, договорились. Это была оригинальная и удивительная армянская кухня. Особенно запал в душу люля-кебаб из раковых шеек.
— Фантастика! А такое бывает?
— Как выяснилось, да. И долма из утки. Это что-то потрясающее. А еще мы там заказывали всегда много-много всякой зелени.
— Не съемки, а гастрономический тур.
— Да. Но я старалась себя ограничивать и не есть сладкого и хлеба. Тоненький лавашик — это все же не дрожжевой хлеб.
— Когда вы выезжаете в экспедицию, что берете обязательно?
— Я отправляюсь налегке. Самое главное — кредитная карточка. А еще набор витаминов, уголь и препараты для желудка на всякий случай, потому что на новом месте организм может среагировать на смену воды. Но, в принципе, все везде можно купить.
— Как такое большое количество съемок в фильмах и сериалах, которые у вас были, уложилось в сжатые сроки? Или это только кажется, что их много?
— Нет, их действительно много. Я тоже опасалась, что один проект будет задевать другой, но все элегантно разрулилось. Есть в этом и некоторая доля везения, потому что в кино, как и в жизни, всякое случается: бывает, тебя утвердили на роль, а съемки переносятся, и в графике, который был идеальным, начинает царить хаос.