Искусственный отбор
Россия — не просто наблюдатель, а один из активных участников ИИ-революции. О том, кто и как ее осуществляет и куда она нас ведет, рассказал Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления Сбербанка.
Еще недавно искусственный интеллект (artificial intelligence, AI) выполнял для нас исключительно узкие задачи: переводил тексты, предсказывал погоду, рекомендовал товары. Сейчас для многих людей он стал «вторым пилотом» в работе и повседневной жизни. ИИ научился планировать распорядок дня, отвечать на вопросы, писать код, создавать презентации, писать стихи и многое другое. Наступила эра, когда искусственный интеллект стал брать на себя ежедневные рутинные задачи человека. То есть герой, чья суперсила — делать комфортной и счастливой нашу жизнь, — уже среди нас. Это не фантастика, а реальность.
Мы раньше и представить не могли, что искусственный интеллект способен решать сложные интеллектуальные задачи на профессиональном уровне. Сначала ИИ победил человека в шахматы, что стало неким «разрывом шаблона» для нашего сознания. Затем последовали победы в таких интеллектуальных играх, как го и Atari. И уже новые прорывы ИИ поражают воображение.
Прошлый год стал по-настоящему знаковым. Появление генеративного искусственного интеллекта сильно расширило области применения, все аналитики единогласны в том, что технологии ИИ изменят мир, дадут экономический и социальный толчок. И гонка бигтехов за лидерство в ИИ по всему миру тому подтверждение. Плотность событий в этой сфере увеличивается в кратном размере. За последний год ИИ преодолел еще один рубеж. Теперь он стал незаменимым помощником в творчестве — при создании изображений, музыки и видео. Скорость, с которой новейшие модели набирают пользовательскую аудиторию, рекордна — миллионы всего за несколько дней. Это обусловлено не просто интересом к чему-то новому, а неисчерпаемыми возможностями, которые эти модели дают.
В недавний топ-5 рейтинга лучших нейросетей от американского портала TechBullion вошла генеративная модель Сбера Kandinsky. Авторы отметили способность модели генерировать абстрактные изображения, заставляющие зрителя задуматься.