Мировая электромобильная революция откладывается

ДеньгиАвто

Спад электропроводности

Мировая электромобильная революция откладывается

Текст: Алексей Грамматчиков

Toya Sarno Jordan / Reuters

Вопреки прогнозам распространение электромобилей во всем мире снижает темп. Авто на батарейках все еще дороги. Запас их хода все еще ограничен. За исключением Китая, в крупных странах сворачиваются государственные программы их поддержки.

Мировая электромобильная революция откладывается. Это вынуждены констатировать представители Международного энергетического агентства (МЭА). По его данным, в прошлом году в мире было продано 9,8 млн BEV (Battery electric vehicles — аккумуляторные электрическое авто) — машин, передвигающихся только на электрической тяге (без учета гибридных машин (Plug-in Hybrid Electric Vehicle), где помимо электромотора в конструкции есть традиционный двигатель внутреннего сгорания).

Глобальные продажи BEV в прошлом году оказались на 27% больше, чем показатели 2022 года, когда было реализовано 7,7 млн электрокаров. Внешне прирост выглядит значимым, но замедление динамики налицо: она в 2,5 раза меньше, чем в позапрошлом году, и втрое — чем двумя годами ранее (в 2022 году глобальный рост продаж BEV составлял 67%, а в 2021-м — 77%). Еще меньшая динамика ожидается в текущем году: консалтинговая компания Strategy Partners предсказывает, что прирост электрокаров на дорогах составит 20%.

Еще два года назад в МЭА убеждали, что к 2030 году доля электрокаров уверенно пересечет показатель в 50% от всех продаж новых авто в мире. Теперь эти ожидания выглядят завышенными. Сейчас доля BEV на глобальном рынке новых машин едва дотягивает до 11%, а в мировом автопарке — едва до 2%.

На фоне торможения через розовые очки на будущее электрической мобильности перестают смотреть ведущие автомобильные компании и регуляторы. Например, Еврокомиссия в ближайшее время намерена пересмотреть свое решение о запрете с 2035 года продаж в ЕС автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Обещание полностью перейти на выпуск электрокаров отозвала германская Mercedes-Benz, BMW и другие компании. Свой проект по разработке электромобиля закрывает американский хайтек-гигант Apple. Впервые со времен пандемии рухнули продажи электромобилей Tesla: за январь—март 2024 года корпорация глобально продала 386 тыс. авто, что на 20% ниже показателей за аналогичный период прошлого года. Из-за этого на биржах пикирует вниз цена акций Tesla, а также других американских производителей электрокаров, таких как Rivan (минус 40% в этом году) и Lucid (минус 30%).

Дорогое удовольствие

Одним из ключевых факторов спада темпов развития продаж электрокаров является их более высокая цена, чем машин на традиционном топливе. Аналитическая компания EV Database констатирует, что в среднем машины на электрическом ходу в Европе сейчас на 30–40% дороже, чем аналоги с ДВС (например, в Германии модель Volkswagen ID.4 Pro сейчас стоит €46,3 тыс., в Нидерландах компактная Renault Zoe — €34,8 тыс., в Великобритании Tesla Model Y — эквивалент в €52,2 тыс.).

Дороговизна электрокаров обусловлена все еще высокой ценой аккумуляторов, которые составляют порядка 40% себестоимости среднего электромобиля. В свое время автопром был воодушевлен динамичным падением мировых цен на литий-ионные аккумуляторы: по данным BloombergNEF, например, с 2013 по 2020 год они подешевели почти в пять раз — с $780 до $160 за 1 кВт•ч. Но в последние годы это снижение затормозилось. Более того, из-за ковидных проблем, а также роста цен на литий, кобальт и никель в 2022 году стоимость аккумуляторов впервые выросла на 7%, до $161 за 1 кВт•ч. Правда, в прошлом году она опять сократилась на 14% — до $139. Считается, что массовое производство электрокаров станет выгодным, если цена батарей опустится до отметки менее $100 за 1 кВт•ч, и участники рынка гадают, когда наконец этот показатель будет достигнут. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что это произойдет в 2025–2026 годах, а к 2029–2030 годам батареи будут стоить дешевле $80 за 1 кВт•ч.

Но на исполнение оптимистичных прогнозов может повлиять ряд непредсказуемых факторов. Прежде всего это турбулентность в мировой добыче лития, кобальта, графита и других редкоземельных металлов, которые являются ключевым сырьем для выпуска литий-ионных батарей. «Сегодня основными производителями литиевых батарей, используемых в электрокарах, являются Китай, Япония и Южная Корея»,— напоминает Михаил Мартынов, генеральный директор управляющей компании «К-Групп» (сеть продаж автозапчастей «Кореяна» и «Китаяна»). По его словам, несмотря на увеличение производственных мощностей этих стран и подключение к производству других государств, стоимость батарей за последние несколько лет снизилась незначительно. Во многом это связано как с высокими затратами на производство, так и с колебаниями цен на литий и другие элементы на глобальном рынке. Стоимость этого металла, по его наблюдениям, снижается с января 2023 года, если эта тенденция продолжится, то есть вероятность, что и стоимость литиевых аккумуляторов также снизится. Но при этом ожидать значительного спада не стоит, поскольку пока отсутствуют качественные альтернативы литиевым батареям.

На зарядку по порядку

При своей дороговизне еще один существенный потребительский минус современных электромобилей — это ограниченный запас хода. Автомобиль с традиционным бензиновым двигателем сейчас от одной заправки может преодолевать 700–800 км, а с дизельным мотором — более тысячи. Электрокары здесь сильно уступают: по данным Inside EVs, сейчас средний запас хода предлагаемых на рынке электрокаров не превышает 300 км, хотя последние модели BEV обещают более 600–800 км.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сокровища тропического леса Сокровища тропического леса

Античность и раннее христианство тянулись к деревьям. Средневековье их отторгало

Вокруг света
Глаша Гурьянова Глаша Гурьянова

Глаша Гурьянова — петербургский бьюти-феномен

Собака.ru
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Сын народовольца, военный корреспондент, любимец женщин — каким был поэт Арсений Тарковский Сын народовольца, военный корреспондент, любимец женщин — каким был поэт Арсений Тарковский

Зачем Арсений Тарковский участвовал в теракте в 12 лет и как относился к сыну

СНОБ
Покушение строптивой: история Клаудии Харо, актрисы, организовавшей покушение на мужа-каскадера Покушение строптивой: история Клаудии Харо, актрисы, организовавшей покушение на мужа-каскадера

Зачем Клаудия Хиро наняла киллера для убийства мужа и при чем тут Джо Пеши?

Правила жизни
Зима не близко: 10 сериалов для тех, кто соскучился по «Игре престолов» Зима не близко: 10 сериалов для тех, кто соскучился по «Игре престолов»

10 сериалов для тех, кому нравится фэнтезийный мир Джорджа Р. Р. Мартина

Правила жизни
Все, везде и сразу Все, везде и сразу

Как избежать «синдрома упущенного лета» и просто получать от него удовольствие

Grazia
Как лечить солнечные ожоги? Как лечить солнечные ожоги?

Что делать, если произошел солнечный ожог? Не спешим мазаться сметаной

Psychologies
6 новинок фантастики и фэнтези, чтобы взять с собой в отпуск 6 новинок фантастики и фэнтези, чтобы взять с собой в отпуск

Подборка из недавних хитов фантастики и фэнтези на любой вкус

Maxim
Как уроженка Воронежа получила работу в Голливуде и выиграла «Эмми» Как уроженка Воронежа получила работу в Голливуде и выиграла «Эмми»

Что помогло россиянке из Воронежа построить успешную карьеру в Голливуде?

Forbes
Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал» Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал»

«Мы не копили деньги, я не дарил Кате бриллианты и шубы»

Коллекция. Караван историй
Круговые движения Круговые движения

Защемление шеи: можно ли помочь себе самостоятельно

Лиза
Не зрелищем единым: как Дягилевский фестиваль проникает в жизнь Перми Не зрелищем единым: как Дягилевский фестиваль проникает в жизнь Перми

Как преобразилась и продолжает меняться Пермь благодаря Дягилевскому фестивалю

РБК
Мифы о мультизадачности: что происходит с нашим мозгом, когда мы делаем несколько дел одновременно Мифы о мультизадачности: что происходит с нашим мозгом, когда мы делаем несколько дел одновременно

Почему многозадачность вредна для мозга?

Psychologies
Как слить антифриз и когда нужно это делать: инструкция и советы Как слить антифриз и когда нужно это делать: инструкция и советы

Все о сливе антифриза: как удалить остатки охлаждающей жидкости из мотора

РБК
Потепление динозавров Потепление динозавров

Какая температура тела была у динозавров?

Наука и жизнь
«В Китае путешествовали всегда» «В Китае путешествовали всегда»

О том, как внутренний и внешний туризм устроены в Китае

Правила жизни
Что мешает вам построить гармоничные отношения: разбор двух сценариев из детства Что мешает вам построить гармоничные отношения: разбор двух сценариев из детства

Как найти баланс между самостоятельностью и зависимостью в отношениях?

Psychologies
Самая большая ДНК среди всех организмов на Земле у скромного папоротника: его геном в 50 раз больше, чем у человека Самая большая ДНК среди всех организмов на Земле у скромного папоротника: его геном в 50 раз больше, чем у человека

Ученые представили нового рекордсмена по длине ДНК

ТехИнсайдер
Существует ли пищевая зависимость Существует ли пищевая зависимость

Когда тяга к еде становится чем-то большим, чем просто желанием есть?

ТехИнсайдер
Точка роста Точка роста

Это интервью мы записали с Лянкой Грыу на фестивале «Новое движение»

OK!
В каком ухе звенит: 17 неожиданных причин тиннитуса В каком ухе звенит: 17 неожиданных причин тиннитуса

Звон в ушах – неприятное явление, но не самостоятельная патология, а симптом

Лиза
Узнайте об операции «Скрепка»! Как США секретно нанимали ученых-фашистов после Второй мировой Узнайте об операции «Скрепка»! Как США секретно нанимали ученых-фашистов после Второй мировой

Как США стремились получить технологии Третьего рейха?

ТехИнсайдер
Все дело в шляпе: вы удивитесь, когда узнаете, что выражение «прошляпить» не имеет никакого отношения к головному убору! Все дело в шляпе: вы удивитесь, когда узнаете, что выражение «прошляпить» не имеет никакого отношения к головному убору!

Почему в поговорках так часто фигурируют шляпы?

ТехИнсайдер
Космическая гонка за главный земной ресурс Космическая гонка за главный земной ресурс

Дмитрий Кириллов — о нехватке чистой питьевой воды и решении этой проблемы

СНОБ
Владимир Кошевой: «У меня возникает эмоциональная зависимость от моих персонажей» Владимир Кошевой: «У меня возникает эмоциональная зависимость от моих персонажей»

Владимир Кошевой — о том, как он перевоплощается в Сталина и Мейерхольда

Монокль
«Это был первый и последний раз»: верить ли мужчине, который однажды вас ударил «Это был первый и последний раз»: верить ли мужчине, который однажды вас ударил

Можно ли простить и верить, что партнер больше не решится на рукоприкладство?

Psychologies
Картель устал Картель устал

ОПЕК+ разворачивает политику от ограничений к росту предложения

Монокль
Какой тип людей сует нос в чужую жизнь? Какой тип людей сует нос в чужую жизнь?

Почему некоторым людям нужно обязательно знать, как кто живет и чем занимается

Psychologies
Почему вам сложно просить помощи Почему вам сложно просить помощи

Почему люди отказываются просить помощи?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении