Мировая электромобильная революция откладывается

ДеньгиАвто

Спад электропроводности

Мировая электромобильная революция откладывается

Текст: Алексей Грамматчиков

Toya Sarno Jordan / Reuters

Вопреки прогнозам распространение электромобилей во всем мире снижает темп. Авто на батарейках все еще дороги. Запас их хода все еще ограничен. За исключением Китая, в крупных странах сворачиваются государственные программы их поддержки.

Мировая электромобильная революция откладывается. Это вынуждены констатировать представители Международного энергетического агентства (МЭА). По его данным, в прошлом году в мире было продано 9,8 млн BEV (Battery electric vehicles — аккумуляторные электрическое авто) — машин, передвигающихся только на электрической тяге (без учета гибридных машин (Plug-in Hybrid Electric Vehicle), где помимо электромотора в конструкции есть традиционный двигатель внутреннего сгорания).

Глобальные продажи BEV в прошлом году оказались на 27% больше, чем показатели 2022 года, когда было реализовано 7,7 млн электрокаров. Внешне прирост выглядит значимым, но замедление динамики налицо: она в 2,5 раза меньше, чем в позапрошлом году, и втрое — чем двумя годами ранее (в 2022 году глобальный рост продаж BEV составлял 67%, а в 2021-м — 77%). Еще меньшая динамика ожидается в текущем году: консалтинговая компания Strategy Partners предсказывает, что прирост электрокаров на дорогах составит 20%.

Еще два года назад в МЭА убеждали, что к 2030 году доля электрокаров уверенно пересечет показатель в 50% от всех продаж новых авто в мире. Теперь эти ожидания выглядят завышенными. Сейчас доля BEV на глобальном рынке новых машин едва дотягивает до 11%, а в мировом автопарке — едва до 2%.

На фоне торможения через розовые очки на будущее электрической мобильности перестают смотреть ведущие автомобильные компании и регуляторы. Например, Еврокомиссия в ближайшее время намерена пересмотреть свое решение о запрете с 2035 года продаж в ЕС автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Обещание полностью перейти на выпуск электрокаров отозвала германская Mercedes-Benz, BMW и другие компании. Свой проект по разработке электромобиля закрывает американский хайтек-гигант Apple. Впервые со времен пандемии рухнули продажи электромобилей Tesla: за январь—март 2024 года корпорация глобально продала 386 тыс. авто, что на 20% ниже показателей за аналогичный период прошлого года. Из-за этого на биржах пикирует вниз цена акций Tesla, а также других американских производителей электрокаров, таких как Rivan (минус 40% в этом году) и Lucid (минус 30%).

Дорогое удовольствие

Одним из ключевых факторов спада темпов развития продаж электрокаров является их более высокая цена, чем машин на традиционном топливе. Аналитическая компания EV Database констатирует, что в среднем машины на электрическом ходу в Европе сейчас на 30–40% дороже, чем аналоги с ДВС (например, в Германии модель Volkswagen ID.4 Pro сейчас стоит €46,3 тыс., в Нидерландах компактная Renault Zoe — €34,8 тыс., в Великобритании Tesla Model Y — эквивалент в €52,2 тыс.).

Дороговизна электрокаров обусловлена все еще высокой ценой аккумуляторов, которые составляют порядка 40% себестоимости среднего электромобиля. В свое время автопром был воодушевлен динамичным падением мировых цен на литий-ионные аккумуляторы: по данным BloombergNEF, например, с 2013 по 2020 год они подешевели почти в пять раз — с $780 до $160 за 1 кВт•ч. Но в последние годы это снижение затормозилось. Более того, из-за ковидных проблем, а также роста цен на литий, кобальт и никель в 2022 году стоимость аккумуляторов впервые выросла на 7%, до $161 за 1 кВт•ч. Правда, в прошлом году она опять сократилась на 14% — до $139. Считается, что массовое производство электрокаров станет выгодным, если цена батарей опустится до отметки менее $100 за 1 кВт•ч, и участники рынка гадают, когда наконец этот показатель будет достигнут. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что это произойдет в 2025–2026 годах, а к 2029–2030 годам батареи будут стоить дешевле $80 за 1 кВт•ч.

Но на исполнение оптимистичных прогнозов может повлиять ряд непредсказуемых факторов. Прежде всего это турбулентность в мировой добыче лития, кобальта, графита и других редкоземельных металлов, которые являются ключевым сырьем для выпуска литий-ионных батарей. «Сегодня основными производителями литиевых батарей, используемых в электрокарах, являются Китай, Япония и Южная Корея»,— напоминает Михаил Мартынов, генеральный директор управляющей компании «К-Групп» (сеть продаж автозапчастей «Кореяна» и «Китаяна»). По его словам, несмотря на увеличение производственных мощностей этих стран и подключение к производству других государств, стоимость батарей за последние несколько лет снизилась незначительно. Во многом это связано как с высокими затратами на производство, так и с колебаниями цен на литий и другие элементы на глобальном рынке. Стоимость этого металла, по его наблюдениям, снижается с января 2023 года, если эта тенденция продолжится, то есть вероятность, что и стоимость литиевых аккумуляторов также снизится. Но при этом ожидать значительного спада не стоит, поскольку пока отсутствуют качественные альтернативы литиевым батареям.

На зарядку по порядку

При своей дороговизне еще один существенный потребительский минус современных электромобилей — это ограниченный запас хода. Автомобиль с традиционным бензиновым двигателем сейчас от одной заправки может преодолевать 700–800 км, а с дизельным мотором — более тысячи. Электрокары здесь сильно уступают: по данным Inside EVs, сейчас средний запас хода предлагаемых на рынке электрокаров не превышает 300 км, хотя последние модели BEV обещают более 600–800 км.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Создана удивлять Создана удивлять

Турецкая Numarine Yachts с новой моделью Numarine 30XP

Y Magazine
Пирс, Инг, Уэйр: 5 книг любимых книг Риз Уизерспун Пирс, Инг, Уэйр: 5 книг любимых книг Риз Уизерспун

Пять любопытных книг из рекомендаций книжного клуба Риз Уизерспун

СНОБ
Город фестивалей Город фестивалей

1000 лет Суздалю – в чем сомневаются историки?

Вокруг света
Портовый передел: как выросли морские перевалочные мощности в России Портовый передел: как выросли морские перевалочные мощности в России

Как изменилась портовая инфраструктура: рейтинг крупнейших портовых мощностей

ФедералПресс
Почему Чернобыль остается угрозой для мира даже спустя почти 40 лет Почему Чернобыль остается угрозой для мира даже спустя почти 40 лет

Почему Чернобыль опасен для мира спустя несколько десятков лет

ФедералПресс
Этому городу нужен герой: фильмы про Бэтмена от худшего к лучшему Этому городу нужен герой: фильмы про Бэтмена от худшего к лучшему

Вот 12 фильмов про Бетмена, которые когда-либо выходили на больших экранах

Правила жизни
Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти» Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти»

Мое поколение — счастливые люди

Караван историй
Грамотные инвестиции и тяга к риску: как Арнольд Шварценеггер стал миллиардером Грамотные инвестиции и тяга к риску: как Арнольд Шварценеггер стал миллиардером

Арнольд Шварценеггер стал миллиардером благодаря умению рисковать

Forbes
Сделано для себя Сделано для себя

К каких интерьерах живут сами архитекторы или дизайнеры, какие строят дома?

Идеи Вашего Дома
Клоны нас накормят? Клоны нас накормят?

«Прогресс Агро» освоил метод клонирования в пробирке

Монокль
Пикаповый туз Пикаповый туз

Вожак новых Джаков

Автопилот
Виталий Пушницкий Виталий Пушницкий

Виталия Пушницкого называют одним из самых дорогих современных художников страны

Собака.ru
Виртуальная атака: как защититься от кибермошенников Виртуальная атака: как защититься от кибермошенников

Какими схемами пользуются кибермошенники и как защитить себя от них

ТехИнсайдер
Агитационный миф Агитационный миф

«Четыре души Койота»: как победить бледнолицых без Гойко Митича

Weekend
Секрет свежести Секрет свежести

5 правил сушки белья, которые стоит знать каждому

Лиза
Измена: что мы готовы простить, а что нет Измена: что мы готовы простить, а что нет

Какие измены нам легче простить и почему?

Psychologies
Как математик Джон фон Нейман создал суперкомпьютер для разработки водородной бомбы Как математик Джон фон Нейман создал суперкомпьютер для разработки водородной бомбы

Отрывок из художественной биографии математика Джона фон Неймана «MANIAC»

Forbes
Летняя база: как ухаживать за льняными вещами, чтобы они надолго сохраняли свой идеальный внешний вид Летняя база: как ухаживать за льняными вещами, чтобы они надолго сохраняли свой идеальный внешний вид

Лен довольно капризный, и ухаживать за ним нужно по-особенному

ТехИнсайдер
Если у вас СДВГ: 10 способов повысить работоспособность Если у вас СДВГ: 10 способов повысить работоспособность

Как научиться работать лучше и эффективнее при СДВГ, рассказывает психолог

Psychologies
«Плохое поведение»: драма об утерянной связи матери и дочери с Дженнифер Коннелли «Плохое поведение»: драма об утерянной связи матери и дочери с Дженнифер Коннелли

«Плохое поведение»: драма о матери и дочери, которые вновь обретают друг друга

Forbes
Модель для прогнозирования штормовых приливов, использует ИИ и законы физики Модель для прогнозирования штормовых приливов, использует ИИ и законы физики

Как законы физики помогают в обучении и совершенствовании ИИ-моделей

ТехИнсайдер
И след простыл: 5 случаев загадочного исчезновения людей И след простыл: 5 случаев загадочного исчезновения людей

Пугающие и загадочные случаи исчезновения людей

ТехИнсайдер
Кислородных масок хватает только на 15 минут: 9 фактов об авиаперелетах, которые обычно не озвучивают пассажирам Кислородных масок хватает только на 15 минут: 9 фактов об авиаперелетах, которые обычно не озвучивают пассажирам

Некоторых из этих авиасекретов могут не знать даже некоторые опытные летчики!

ТехИнсайдер
Список причесок, свой календарь и правило «трех поколений»: 10 пугающих фактов о жизни в Северной Корее Список причесок, свой календарь и правило «трех поколений»: 10 пугающих фактов о жизни в Северной Корее

Что вы знаете о жизни в КНДР?

ТехИнсайдер
Юрий Музыченко Юрий Музыченко

Музыкант, актер театра «Лицедеи»‎ и фронтмен группы The Hatters Юрий Музыченко

Собака.ru
Ученые узнали, что влияет на скорость передвижения животных Ученые узнали, что влияет на скорость передвижения животных

Почему слоны, несмотря на свои огромные размеры, не самые медлительные?

ТехИнсайдер
Зима не близко: 10 сериалов для тех, кто соскучился по «Игре престолов» Зима не близко: 10 сериалов для тех, кто соскучился по «Игре престолов»

10 сериалов для тех, кому нравится фэнтезийный мир Джорджа Р. Р. Мартина

Правила жизни
7 удивительных фактов об интеллекте слонов 7 удивительных фактов об интеллекте слонов

Слоны — невероятно умные существа, а нейронов в мозгу у них больше, чем у людей

ТехИнсайдер
Балтийский берег Балтийский берег

Составили идеальную ознакомительную программу по Калининграду и его окрестностям

Лиза
Проявите документы Проявите документы

Валерий Нистратов: социальные исследования ландшафта

Weekend
Открыть в приложении