Авиаторг уместен
Росавиация забрала все рейсы на зарубежных направлениях у «Уральских авиалиний» — для других авиаперевозчиков это может стать сигналом к скорейшему выкупу иностранных лайнеров
Росавиация отозвала допуски по всем международным рейсам у компании «Уральские авиалинии» по причине того, что она не заключила договор с прогосударственной компанией «НЛК-финанс» на выкуп эксплуатируемых иностранных самолетов. С февраля прошлого года из-за санкций на этих лайнерах невозможно летать в недружественные страны, но именно такие машины составляют почти половину российского авиапарка. Для их срочного выкупа государство выделило 300 млрд рублей, а также создало ООО «НЛК-финанс», которое должно переоформить на себя иностранный флот для последующей сдачи самолетов в лизинг российским эксплуатантам. Однако частные авиакомпании сочли условия слишком жесткими: помимо собственно стоимости лизинга им предлагалось отдавать «НЛК-финанс» еще и 30–40% прибыли от перевозок. На этой неделе требование платить ежегодно часть прибыли отменили, и ряд перевозчиков, в том числе «Уральские авиалинии», уже выразили готовность к сотрудничеству. Если сделка состоится, компании вернут ее международные рейсы, которые сейчас распределены между четырьмя конкурентами.
Денег не пожалели
В ближайшее время несколько авиакомпаний могут заключить с Росавиацией в лице аффилированной с ней «НЛК-финанс» договор финансового лизинга на выкуп иностранных авиалайнеров. Это должно поставить точку в истории, которая длится с марта прошлого года, когда россияне потеряли право выполнять международные рейсы на судах, находящихся в собственности компаний из недружественных государств, которые поддержали санкции. То есть стало невозможно летать за границу ни на Airbus, ни на Boeing, ни на иных импортных самолетах, которых в России в прошлом году было около 740 из 1101. Уже в марте прошлого года 78 бортов иностранного производства, отправленные нашими авиакомпаниями в зарубежные рейсы, были там арестованы и не вернулись. После этого многие перевозчики поставили на такие рейсы либо российские самолеты, либо лайнеры из дружественных стран, а остальные машины перевели на внутренние рейсы или перестали использовать. «Чтобы подстраховать авиакомпании от изъятия воздушных судов, Росавиация внесла иностранные самолеты в свой реестр. То есть они сейчас имеют двойную регистрацию — международную и российскую, — говорит главный редактор “Авиа Про” Роман Гусаров. — Но риск арестов все равно сохраняется, поэтому еще в марте прошлого года в правительстве решили выделить деньги на выкуп лайнеров, и Минтранс начал собирать заявки, кому и сколько самолетов надо выкупить и на каких условиях». Заявок в том же месяце набралось на 20 млрд долларов. Тогда глава Минтранса Виталий Савельев утверждал, что властям предстоит приобрести более 500 самолетов иностранных лизингодателей. В дальнейшем при участии Росавиации была создана компания «НЛК-финанс», которая, как сказано в постановлении о ее учреждении, предназначена для «страхования рисков авиационной отрасли и авиаперевозчиков в связи с санкциями и блокировкой части традиционных механизмов авиастрахования». По сути, это лизинговая компания, которой из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделят порядка 300 млрд рублей для выкупа иностранных лайнеров и последующей сдачи их в аренду российским перевозчикам. При этом Минфин предлагает лизинг не операционный, а финансовый. В случае операционного лизинга авиакомпания просто арендует судно на шесть-восемь лет, выплачивая ежемесячно определенную сумму. Финансовый же лизинг предполагает помимо арендного платежа депозит в размере 15–20% стоимости авиалайнера; при такой схеме договор заключается на срок до 15 лет и позволяет получить судно в собственность. Из 300 млрд ФНБ авиакомпании могут претендовать на кредит по ставке 1,5% годовых для внесения в «НЛК-финанс» депозита за выкупаемый самолет.