«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль18+

За мечтой — в кошелек?

В ушедшем году на международном Каннском кинофестивале разразился скандал вокруг фильма американского режиссера Шона Бейкера «Анора», которому была присуждена «Золотая пальмовая ветвь»

Петр Разумов

Фильм «Анора» Шона Бейкера завоевал «Золотую пальмовую ветвь» на 77-м Каннском кинофестивале 2024 года

Фильм — об отношениях танцовщицы из стрип-клуба русского происхождения с сыном олигарха из России. Это не понравилось части публики, падкой на скандал, клубничку и другие обстоятельства выхода фильма на экраны. В картине задействованы русские актеры Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова. Анору играет американская актриса Майки Мэдисон.

У Юры Борисова много поклонниц и в России, и в США. Недавно были объявлены лауреаты премии «Золотой глобус». Борисов, сыгравший охранника, был номинирован за лучшую роль второго плана, но премию не получил. Теперь ждем «Оскара» — Борисов опять в списке номинантов. Фильм полюбился простым зрителям, на него охотно идут и плачут, выходя на свет улицы.

В условиях идеологического противостояния России и Запада фильм с русской темой, речью, да еще со щекотливым сюжетом вызывает неоднозначную реакцию, но преодолимую, потому что снят он действительно мастерски, все актеры отдаются своим ролям, играют своих героев с душой. Особо привлекает фильм тем, что в нем много русской речи, фильм задействовал возможности артистов и вообще очень бережно обращается со словом, персонажи устраивают головокружительные перепалки на смеси языков и акцентов, за чем интересно следить, поэтому смотреть надо с субтитрами.

Впереди «Оскар», и фильм может взять даже не одну статуэтку. Критики и просто болельщики разделились на «за» и «против». Одни гордятся, другие видят в фильме русофобию и очернение реальности русской и эмигрантской жизни.

И протянутые деньги ты швырнула в ночь.
За окном они кружатся, улетая прочь,
— пел когда-то Валерий Леонтьев такую песенку под названием «Анджела». Навеянную, видимо, фильмом «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром.

«Красотка» и там, и здесь, в России стала невероятно въедливым, «розовым», абсолютно фальшивым мифом о том, как попасть прямо в рай с темной улицы, с которой забирает бизнесмен Эдвард, герой Гира, проститутку Вивиан, героиню Джулии. Их отношения складываются так, что Вивиан оказывается даже чуть лучше Эдварда в плане моральных качеств, наставляя его делать деньги не так, как он привык до знакомства с ней — разоряя еще могущие работать компании. На самой Вивиан нет ни облачка порока, она обычная девушка, попавшая на панель из-за каких-то особых жизненных обстоятельств, трудных, но вполне обычных, не криминальных, не на грани экзистенциального хоррора, как часто бывает с людьми из секс-индустрии. Герои равны в своих привычках и правах, поэтому у них все складывается. Умение пользоваться ножами и вилками не делает из проститутки царевну, просто она получает, как волшебную вещь, недостающий ей элемент, будучи «доброй» изначально, от природы. В этой природе уже есть порода, гордая женщина, которая остается сильной и этичной, несмотря на профессию. Все это, конечно, трудно представить в реальной жизни.

Чуть больше реализма было в фильме «Шоугёлз» Пола Верховена. Танцовщица Номи из стрип-клуба добивается места в более престижном шоу с элементами эротики, но покидает заветную сцену, разочаровавшись в шоу-бизнесе. Она понимает, что все держится на молодости, сексе, предательстве и деньгах, а не на таланте и любви. Ее подругу Молли насилует рок-звезда и остается при этом безнаказанным. Правды и справедливости приходится добиваться ножом и кулаком. За ней ухаживает продюсер шоу Зак Кери, но оказывается обычным пижоном и козлом. Она покидает Лас-Вегас, садясь все к тому же водителю, который обокрал ее, когда она только приехала в край соблазна. Фильм не является откровением о мире шоу-бизнеса. Он снят по принципу «все всё понимают». Привлекает кино, помимо откровенных сцен, тем, что очень по-доброму представляет сексработницу Номи, которая ищет счастья, будучи достойной его принять, если оно где-то есть. Открытый финал говорит о том, что счастье за порогом шоу-бизнеса, но, видимо, возможно для Номи, потому что она сильная и справедливая.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении