Марина Орлова: «Мне интересно делать то, чего еще не было»
Основатель проекта «Амбар», генеральный директор ресторанов The Rink, Forum, ресторана гольф-клуба «Сколково» и ресторана «Библиотека» в Доме творчества Переделкино — крутой топ-менеджер и невероятно харизматичная женщина. Мы поговорили с Мариной Орловой об управлении, устойчивом развитии, продуктах, закупках и о том, как важно быть осознанным руководителем.
Марина, как вас представить нашим читателям?
Иногда люди не знают, как представить меня на мероприятии, и просят представиться самой, а я всегда говорю — просто управленец, по факту ведь я просто менеджер. А вот все остальное, что я делаю, — лепестки ромашки, которые примыкают к менеджменту: и устойчивое развитие, и взаимодействие с командой, и обучение шефов, и финансы, и миллион всего остального. Сейчас я занимаюсь ресторанами, но будет стоять задача построить гостиничный комплекс, я его построю и открою. Главное, понимать принцип построения бизнеса, а еще он у меня должен отзываться в душе, быть мне интересен.
Но сейчас вы именно в ресторанной индустрии. Как оцениваете ее состояние?
Не могу сказать, что она сильно страдает. Сбоят проекты, где люди плохо делают свою работу, совершают ошибки на разных участках — от момента проектирования до управления командой. У кого-то вся концепция не выглядит целостно. У нас вчера полтора часа очередь на вход стояла. Понимаете, 90 минут люди стоят в очереди, чтобы зайти в ресторан. Тут вопрос в правильно построенной технологии взаимодействия с гостем: от качества бумаги в туалете до вкусной еды в зале, от понятного меню до общения с аудиторией. У нас, например, очень много гостей с детьми и собаками, поэтому есть детское меню, а в этом году запускаем крутое сбалансированное собачье меню, которое проработали вместе с клиникой Skolkovo Vet. Сейчас продумываем технологию, как его отдавать, чтобы все было хорошо с точки зрения ХАССП и гигиены. То есть мы с разных сторон смотрим на гостя, думаем, что еще можем дать, чтобы ему у нас было хорошо, у него в голове не возникало альтернатив и он всегда выбирал наш проект.
Конечно, на плохое время можно все списать. Я застала все кризисы с 1998 года и далее по списку. Всегда были люди, у которых в этот момент расцветал бизнес, и те, у которых он приходил в упадок. Тут все сильно зависело либо от лидера, либо от команды. Кризис — время сложностей и возможностей, надо просто ускоряться, иначе бизнес пострадает. Быстро тестировать гипотезы, быстро принимать решения. Протестировали гипотезу — не получилось, смотрите на новую. Сейчас так все устроено.
Если вы можете управлять чем угодно, почему выбрали именно ресторанный бизнес?
Честно говоря, есть свои смыслы, очень личные. Во-первых, я давно занимаюсь продуктами питания, уже почти 14 лет в своем собственном проекте «Амбар», и знаю, что такое качественные и хорошие продукты. Мне нравится вкусно кормить людей, чтобы они получали удовольствие и при этом блюда были, как минимум, безопасными. Даже не с точки зрения ХАССП, а именно с точки зрения ингредиентов. Нужно, чтобы были качественные фермерские продукты, хороший хлеб из настоящей муки… Любой продукт, который мы используем, попал к нам в ресторан по какой-то причине. На днях было большое собрание с отделом закупок, и мы еще раз подтвердили, что в первую очередь для нас важно качество, цена стоит только на втором месте. Есть повара, которые вытягивают вкус за счет усилителей, сахара, соли и специй, но у нас так не пойдет. Такой продукт просто не попадет на нашу кухню. Это одно из наших принципиальных отличий. Помню, когда к нам приходили устраиваться закупщики, они такому подходу очень удивлялись.