«Шулеры» и дело Таубмана: самые громкие судебные процессы против аукционных домов
В январе манхэттенский суд отклонил иск Дмитрия Рыболовлева к Sotheby’s, сняв с аукциона все обвинения. Forbes Life разбирается в исходе этого дела и вспоминает, как закончились самые заметные тяжбы в аукционной истории
Представители Дмитрия Рыболовлева впервые подали в суд на Sotheby’s еще в 2018 году, утверждая, что аукционный дом способствовал завышению цен на работы, которые для миллиардера на протяжении 12 лет покупал арт-дилер Ив Бувье. В общей сложности, за это время Рыболовлев потратил на искусство $2 млрд. Весной прошлого года Sotheby’s удалось оправдаться по большей части пунктов, но остались конкретные обвинения по сделкам с рядом работ, включая «Спасителя мира» Леонардо.
К концу 2023 года Рыболовлев уладил многолетний спор с Ивом Бувье, но при этом продолжил требовать от Sotheby’s компенсацию в размере $377 млн. Слушания в Нью-Йорке проходили с 7 января. За это время Рыболовлев успел признать, что был слишком доверчивым; показания дал арт-детектив Роберт Уиттмен, рассказавший о том, как распознать дилера-мошенника; со стороны Sotheby’s выступил вице-президент Сэм Валетт, который от лица дома контактировал с Бувье (как выяснилось в ходе дела, дилер катал его на яхте).
29 января стороны произнесли заключительные речи. Адвокат Рыболовлева Зоуи Зальцман настаивала, что Sotheby’s и арт-рынок в целом эксплуатирует человеческую жадность и ценят деньги превыше истины. От лица Sotheby’s выступал юрист Маркус Аснер, в очередной раз озвучивавший позицию аукционного дома о том, что Рыболовлев излишне доверял Иву Бувье. «Мы здесь только потому, что Дмитрий Рыболовлев хочет обвинить в этом кого-то еще», — сказал в заключении Аснер.
Члены жюри обсуждали услышанное на протяжении пяти часов. В результате суд Манхэттена отклонил иск Рыболовлева к Sotheby’s в отношении сделок с тремя картинами («Спаситель мира» Леонардо да Винчи, «Поместье Арнхейм» Рене Магритта, «Водяные змеи II» Густава Климта) и скульптурой Амедео Модильяни. Согласно порталу ARTnews, один из адвокатов Рыболовлева признал поражение, но выразил уверенность в том, что они «достигли цели пролить свет на непрозрачные процедуры, по которым функционирует арт-рынок».
Дело Таубмана: сговор Sotheby's и Christie's
В октябре прошлого года на гонконгских торгах Sotheby’s за $34,8 млн был продан «Портрет Полетт Журден» кисти Амедео Модильяни. Картина стала самой дорогой работой художника в истории азиатского аукционного рынка. До этого она появлялась на торгах в 2015 году, когда на Sotheby’s распродавалась коллекция Альфреда Таубмана, который владел аукционным домом c 1983 по 2000 год. В 2001 году Таубман стал главной жертвой дела о сговоре между Sotheby’s и Christie’s. Альфреду Таубману пришлось заплатить штраф в $7,5 млн, также он приговорен к году и одному дню заключения в тюрьме.
Когда Таубман, сколотивший состояние на создании розничных сетей, покупал Sotheby’s в 1983 году (согласно некоторым источникам, в качестве подарка жене Джуди, бывшей «Мисс Израиль»), аукционный дом переживал не лучшие времена. Бизнесмен заплатил всего $124,8 млн, причем только четверть суммы принадлежала лично ему. Остальные деньги он привлек со стороны, в частности одолжил у внука Генри Форда.
Таубман перезапустил Sotheby’s: он превратил торги в настоящие шоу, каталоги — в глянцевые журналы. Распродажи меморабилии Энди Уорхола или драгоценностей герцогини Виндзорской показались в центре внимания СМИ, а всех сотрудников Sotheby’s в обязательном порядке обучили азам маркетинга. Дела аукционного дома быстро наладились: к 1989 году суммарный годовой оборот Sotheby’s уже был больше, чем у Christie’s ($2,9 млрд против $2,1 млрд), а вместе они контролировали почти 90% аукционного рынка.