Рама Тайский: король в законе
Вот раньше были монархи! Назначали коней сенаторами, сажали подданных на кол... Нынешние поизмельчали. Но не все! Сегодняшний тайский король даст фору Калигуле!

Турист во всем подобен хомяку, объедающему розочку на торте и не подозревающему, сколько там, в глубине, горелого бисквита. Вот, например, путешествуя по Таиланду, мы видим вокруг райский мир, наполненный солнцем, морем, пальмами и смуглыми массажистками... или массажистами... Нет, будем надеяться, что это были все же массажистки.
А между тем некоторые жители этого благословенного края считают, что у них в стране тоска, беспредел и беззаконие, коррумпированные власти, цензура, полицейщина и одобряющий все это король. Про него, однако, слова обидного сказать нельзя, так как король в Таиланде – это своего рода божество. Некоторые неопытные западные туристы с изумлением узнают, что, сорвав по пьяной лавочке со стены в баре портрет кого-нибудь из королевской семьи, вполне можно сесть в тайскую тюрьму лет на пятнадцать. И вот в 2016 году на трон взошло новое божество, не устающее потрясать воображение подданных своими божественными выходками.
Золотой принц
Писать про тайскую королевскую семью – дело сложное, так как у каждого ее представителя довольно много не очень коротких имен. И не будем еще и забывать о многочисленных титулах. Вот, скажем, у нашего героя минимум шесть разных официальных имен. Например, вот такое: Маха Вачиралонгкорн Бодиндрадебайаварангкун Прабат Сомдет Пра Ваджра Клао Хао Ю Хуа.
И это еще далеко не все из имеющихся – с вариациями к разным поводам. К счастью, когда-то тайцы взяли у европейцев традицию давать королю еще и коротенькое тронное имя, и с тех пор всех царствующих особ обычно называют Рама. Вот Маха Вачиралонгкорн – Рама Десятый. Родился он в 1952 году, и отец его, понятное дело, был царь, причем не простой, а довольно-таки сильный политик вполне международного класса, прославившийся жесткостью, разумностью и эффективностью. На троне Рама Девятый просидел больше семидесяти лет (с восемнадцати и почти до девяноста), пережил пару десятков военных переворотов, играл на саксофоне, был неплохим инженером, безупречным семьянином, и его весьма любили в народе. Приделывать ангельские крылышки Раме Девятому мы не будем, поскольку, как минимум, при его попустительстве в Таиланде нередко происходили вещи довольно неаппетитные. С другой стороны, жестокость король проявлял прежде всего по отношению к коммунистам-революционерам, и, глядя на соседние Кампучию и Вьетнам, его отчасти можно понять. Независимому Таиланду удалось не утопиться в собственной крови после распада Индокитая, что для региона в целом можно считать немалой удачей. Так что по меркам Юго-Восточной Азии XX века Рама Девятый оказался далеко не худшим правителем. (Тут, конечно, стоит учесть, что монархия в Таиланде – конституционная. Королевская власть здесь вторична, страной правят парламент и премьер-министр. Тем не менее сувенирными царьками короли Таиланда не являются: в их руках все еще немало рычагов.)*
* Примечание Phacochoerus'a Фунтика: «А с 2014 года парламент не очень-то работает – правит после очередного военного переворота Национальный совет для мира и порядка. Но это вроде как временная мера».
У хороших отцов иногда рождаются сыновья, скажем так, не совсем готовые повторить достойный путь батюшек. Принц Маха Вачиралонгкорн, в двадцать лет объявленный единственным наследником престола, в детстве, по свидетельству очевидцев, был вполне приличным мальчуганом, без особых странностей. Он окончил школу в Англии и уехал в Австралию, где выучился на боевого летчика и был зачислен в армию Таиланда. Женился на выбранной родителями невесте из очень высокородной семьи – на собственной царственной кузине Мом Луанг (еще шесть имен принцессы опустим, чтобы не запутаться). Когда парень сломался, сказать трудно, но, вероятнее всего, причиной послужили события 1976 года.

Расстрел студентов
В 70-х годах XX века Юго-Восточная Азия являла собой зрелище не для слабонервных. Красные кхмеры в Кампучии (Камбодже) благополучно вырезали четверть своего населения, во Вьетнаме шла кровавейшая война, в Лаосе коммунисты тоже охотно пускали собственный народ на красное. Таиланд в ужасе смотрел на происходящее и благодарил короля и правительство за настойчивую борьбу с левыми идеями и коммунистами. По крайней мере, это делали состоятельные ремесленники, торговцы и крестьяне. А вот среди части военных, интеллигенции, бедняков и даже правительства взгляды были разнообразнее. Аресты, митинги, снова аресты, сомнительные смерти, забастовки, расстрелы протестующих, допросы... (Думается, ты, наш читатель, вполне живо можешь вообразить эту привычную и для наших широт ситуацию.) Однако массовых злодеяний тут практически не было, и самой драматичной страницей истории стал, пожалуй, расстрел студентов Таммасатского университета в Бангкоке.