Слава блогу: кто такие православные блогеры и почему они популярны
Танцующих зумеров в TikTok сменил новый и, судя по всему, долгоиграющий тренд: реальные священники или просто набожные особы пропагандируют в соцсетях праведный образ жизни. Молодые матушки в платках дают советы «современным христианкам» в запрещенной соцсети вместо привычных лайф-стайл-коучей, а солидные мужчины в рясе и с бородой собирают миллионы просмотров в российском сегменте YouTube. Разбираемся, кто и зачем учит вере в соцсетях и почему роскошный лайфстайл в трендах уступил место праведному.
Православные и современные
«Четыре образа для храма в стиле Chanel: лук первый», — гласит надпись на одном из reels в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) девушки с ником «Будни матушки». Один такой ролик собирает полмиллиона просмотров. В описании сказано, что страница принадлежит Анастасии Дейнес, которая в 18 лет «стала женой, мамой и матушкой». «Здесь про элегантное православие», — говорится под подборкой луков для храма в стиле герцогини Кейт Миддлтон.
Анастасия — далеко не единственный молодой инфлюенсер, который снимает так называемый современный церковный контент: в соцсетях можно найти множество профилей с примерно одинаковым содержанием. Они рассказывают о работе (если это священнослужители) и повседневных делах, связанных с религией. Так, например, девушка с ником «Сестра во Христе» делает регулярную «церковную распаковку», а студент Алматинской православной духовной семинарии Ярослав чуть ли не каждый день выступает в жанре «n глупых вопросов» о буднях в этом заведении.
Весной этого года Ассоциация блогеров и агентств (АБА) выпустила список наиболее популярных священников-инфлюенсеров на YouTube и в Telegram.
На первом месте — священник Андрей Ткачев. Его аудитория на YouTube составляет 1,82 млн подписчиков, в Telegram — 227 473. В соцсетях он рассказывает о будничной жизни священнослужителя, проводит онлайн-проповеди и отвечает, как правило, на бытовые вопросы о вере.
Вторую строчку занимает профессор Московской духовной академии (МДА) Алексей Осипов. У него на YouTube 873 тыс. подписчиков, а в Telegram — 30 116. На обеих площадках представлены фрагменты выступлений профессора в МДА и на телеканале «Спас».
Третье место досталось священнику Павлу Островскому. На его YouTube-канале (225 тыс. подписчиков) регулярно выходит авторский подкаст «Песочный интерес», где он, в отличие от многих других православных блогеров, говорит об актуальной повестке, затрагивает вопросы политики, общества и философии. Островский также часто записывает совместные видео с другими популярными инфлюенсерами и вступает в острые дискуссии на тему религии. У Островского также есть популярный аккаунт в запрещенном Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на 668 тыс. подписчиков. Видеоролики с его высказываниями собирают в запрещенной соцсети миллионы просмотров.
Четвертое место у священника Константина Пархоменко. На его YouTube-канале, у которого 174 тыс. подписчиков, публикуются в основном просветительские видео об истории религии и ее правилах.
Топ-5 замыкает священник Владислав Береговой. На YouTube 320 тыс. подписчиков, причем их количество выросло почти втрое с марта этого года. Как и Островский, Береговой ведет популярный аккаунт в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — там у него 235 тыс. подписчиков. В шапке профиля сказано, что он часто выступает на телеканалах («Россия 24», «СПАС» и некий «Союз»). Владислав описывает свой блог как «скорая духовная помощь». Правда, вопросы, на которые он отвечает в видеороликах (самый популярный формат на канале — это как раз незамысловатый «вопрос — ответ»), бытового характера: например, что делать, если священник не внушает доверия или ты не хочешь упоминать в молитвах нелюбимого члена семьи?
В комментариях у таких инфлюенсеров встречается совершенно разная аудитория. Можно найти как восторженные отзывы от сильно религиозных людей, которые щедро снабжают предложения позитивными смайлами, так и ироничные и скептичные — от тех, кто явно воспринимает церковный контент как средство немного развлечься. Так, самому известному «инстапопу» Павлу Островскому, как его прозвали в СМИ, нередко делают замечания из-за «большого пуза» или высмеивают слишком неформальную для его статуса манеру общения. Другие же, напротив, критикуют его взгляды за чрезмерную традиционность: например, Островский не слишком жалует психологов и яро выступает против разводов.
Однако нередко аудиторию привлекают не высказывания блогера-священника, а его внешность и обаяние. Так, под видеороликами семинариста Ярослава независимо от их содержания собирается множество женщин, которых интересуют не вопросы служения Богу, а знакомство с молодым юношей. «Ярик наконец сказал пошлость, скриньте», — пишет одна из поклонниц молодого блогера. И комментариев в таком духе — большинство.
Многие популярные православные блогеры не связаны с церковью прямыми обязательствами. К таким относится журналист и инфлюенсер Серафим Сашлиев. По его словам, он с детства мечтал стать священником, но вышло иначе: Серафим работал корреспондентом на телеканале «СПАС», сделал успешный YouTube-канал и запустил тревел-шоу «Святые» на телеканале «ТВ-3». В интервью «Правилам жизни» он рассказал, что придумал свой блог как площадку для открытого разговора о религии, об искусстве и о политике.