Александр Родионов о сериале «Чистые», проститутках и хулиганах в 1903 году

Weekend18+

«Количество параллелей неправдоподобно огромное»

Сценарист Александр Родионов о сериале «Чистые», проститутках и хулиганах в 1903 году

Александр Родионов. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

На платформе Wink выходит авторский сериал Николая Хомерики «Чистые» — история о нелегальном борделе в Петербурге 1903 года. Дореволюционное ретро давно стало безопасной территорией для российского кинематографа, который избегает разговора о современности. Но «Чистые» при всем желании трудно обвинить в эскапизме. Николай Хомерики вместе со своим постоянным соавтором, кинодраматургом Александром Родионовым, главным голосом российской новой волны («Все умрут, а я останусь», «Свободное плавание», «Сердца бумеранг»), используют исторический сеттинг, чтобы выразить на экране состояния, вполне знакомые современникам. Фасад обреченной империи показан здесь глазами бесправных героинь, находящихся в рабстве у хозяйки и мечтающих обрести свободу. О проституции в дореволюционной России, исторических параллелях и недобром карнавале Александр Родионов рассказал Константину Шавловскому.

Как проект «Чистые» появился в вашей жизни?

Николай Хомерики — мой товарищ, и в разные годы я с большой радостью писал с ним сценарии к некоторым его фильмам. И есть такая особенность, что, когда Коля что-нибудь мне говорит написать, я сам не понимаю как, но сразу хочется это сделать и обычно в итоге и пишу. Так и тут случилось. Этот проект начался до меня, с замысла, в основе которого, как я понял, был роман Амфитеатрова «Марья Лусьева». Наша с Колей история оказалась совсем другой. Но мы взяли темой то, что стало поводом и для книги Амфитеатрова: тайная, нелегальная проституция. В Российской империи проституция была легальной и регламентированной, нелегальным было не само занятие проституцией, а те многоликие форматы, в которых проститутка (сама или с помощью хозяйки) избегала официального статуса, находила способ остаться в глазах общества чистой — или хотя бы внешне сохранять эту чистоту. Об одном таком тайном предприятии в центре Петербурга 1903 года мы и написали эту историю.

Фото: Wink
Фото: Wink
Фото: Wink

В моем детстве по телевидению шел сериал «Петербургские тайны», снятый по другому дореволюционному бестселлеру — роману Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Над сценарием «Петербургских тайн» трудилась вся ваша семья — ваша мама Елена Гремина, отчим Михаил Угаров и дедушка Анатолий Гребнев. Вы его пересматривали для вдохновения?

Нет, но это дорогая для меня часть моей жизни и памяти. Я тоже тогда был подростком, он писался родителями на моих глазах, и все его серии я читал, а потом смотрел с большим увлечением. Может быть, эта память и любовь до сих пор помогают мне, когда случается работать с XIX и началом XX века в кино. Не столько из-за «Петербургских тайн», сколько потому, что моя семья — и мама, и особенно Михаил Угаров писали пьесы про то время и про тех людей. Их работа была основана на каком-то их личном поиске, волнении, на каком-то мысленном перемещении в ту реальность, надо сказать, очень убедительном. Они работали с тем пространством и с тем языком, искали способы для адекватной адаптации его к слуху современного им зрителя. А это сложная задача, потому что очень многое в устном языке того времени сегодня воспринимается нами на слух как ложь, как фальшь. И многие вещи, будучи документальными, в принципе невоспроизводимы.

Например?

Все, что связано с народным языком или, наоборот, с вежливыми обращениями. Вообще путешествие языка между сословиями. Вот хочется какой-нибудь пример интересный привести, а в голову почему-то лезет только то, как я пытался понять, когда появилось слово «пешедралом».

И когда же?

Уже после Гражданской войны, поэтому в «Чистых» вы его и не встретите. Вместо него — «пешкодером», потому что это слово было тогда. А вот слово «куклим», которым в то время на жаргоне обозначали фальшивый паспорт, я так и не решился дать персонажам в речь, наш слух его не считает и не поймет, оно документально и при этом за пределом интуитивно понятного.

Фото: Wink
Фото: Wink
Фото: Wink

Насколько я понимаю, вы были относительно свободны во временных рамках — действие «Чистых» легко представить как во время коронации Николая II, так и в начале Первой мировой. Почему вы выбрали 1903 год?

1903 год появился поначалу случайно — в этом году произошла реформа закона о проституции, когда минимальный возраст женщин, которые могли ей заниматься, подняли до 21 года. Поскольку наша история о нелегальной проституции, 1903 год выглядел очень хорошим годом: реформа, пытающаяся гуманизировать и упорядочить этот ад, оказалась толчком для роста нелегальной практики.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Возвращение в Эдем Возвращение в Эдем

5 шагов к экосаду: основные правила и запреты

Лиза
Мир до Александра. Путешествие начинается… Мир до Александра. Путешествие начинается…

Древний мир, каким его знали греки в канун рождения македонского царевича

Знание – сила
Идея: худеем! Идея: худеем!

3 полезные диеты для здоровья. Выбери свою!

Лиза
Душепарка Душепарка

В России есть свой согревающий напиток – душепарка

КАНТРИ Русская азбука
Почему терроризм вернулся в Дагестан Почему терроризм вернулся в Дагестан

Как теракты напомнили о запутанном клубке противоречий в Республике Дагестан

Монокль
Цукаты Цукаты

Рассказываем, как, где и когда возникла идея засахаривать фрукты

КАНТРИ Русская азбука
Он такой классный: Лев Зулькарнаев — о том, как сыграть человека с аутизмом, слезах, стихах и любви Он такой классный: Лев Зулькарнаев — о том, как сыграть человека с аутизмом, слезах, стихах и любви

О ремесле, написании стихов, нелинейности времени, Боге и, конечно, любви

Правила жизни
Путешествия во времени и ядерный апокалипсис. Что ученые думают про фильмы Кристофера Нолана Путешествия во времени и ядерный апокалипсис. Что ученые думают про фильмы Кристофера Нолана

Вероятно ли воплощение научно-фантастических идей режиссера Кристофера Нолана?

СНОБ
Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить

65% опрошенных беспокоят вопросы выстраивания стратегии и партнерской работы

Inc.
Летняя любовь: правила счастливого романа Летняя любовь: правила счастливого романа

Считается, что будущего у курортных романов нет, но перспективы в них не главное

Новый очаг
Продуманный подход вместо запретов Продуманный подход вместо запретов

Собравшиеся на форум ученые и врачи обсуждали проблематику табакокурения

Наука
Что такое фаббинг Что такое фаббинг

Когда не можешь отлипнуть от телефона: решаем проблему вместе с экспертом

Лиза
Смотрины для родинки Смотрины для родинки

Разбираемся, какие родинки опасны, а какие совершенно безобидны

Лиза
Дин Итэн: «Жизни обычных людей во всем мире похожи друг на друга» Дин Итэн: «Жизни обычных людей во всем мире похожи друг на друга»

Премьера спектакля китайского режиссера Дин Итэна «Я не убивала своего мужа»

Монокль
«Кажется, это что-то серьезное»: как бороться с мнительностью и ипохондрией «Кажется, это что-то серьезное»: как бороться с мнительностью и ипохондрией

Как же избавиться от страха и ипохондрии и перестать болеть?

Psychologies
Рaки донские Рaки донские

Самых вкусных раков ищите в казацких станицах под Ростовом-на-Дону

КАНТРИ Русская азбука
Реальное право на искусственное сознание Реальное право на искусственное сознание

Почему цифровая среда так плохо поддается правовой регуляции

Монокль
«Злобные маленькие письма»: как брань приводит женщин к внутренней свободе «Злобные маленькие письма»: как брань приводит женщин к внутренней свободе

Почему фильм «Злобные маленькие письма» только притворяется детективом

Forbes
«Свободная Франция» против Виши «Свободная Франция» против Виши

Как почтовые марки стали одним орудием борьбы «Свободной Франции» и режима Виши

Дилетант
Все побежали и я побежал Все побежали и я побежал

Почему марафоны и тренинги только уводят дальше от цели

VOICE
Ротавирус или отравление Ротавирус или отравление

Как распознать ротавирус, чем он может быть опасен?

Лиза
Страсть на мушке Страсть на мушке

Известная парочка гангстеров, орудовавшая в Америке в годы Великой депрессии

P.I.C. Partner In Crime
«Возвращение на родину тела Карла XII» (1878 год) «Возвращение на родину тела Карла XII» (1878 год)

Траурная картина Густава Седерстрёма, посвященная Карлу XII

Дилетант
Светлана Волкова: Надо прочитать пару погонных метров исторической литературы, чтобы создать одну страничку Светлана Волкова: Надо прочитать пару погонных метров исторической литературы, чтобы создать одну страничку

Светлана Волкова о том, почему интересно описывать жизнь в предчувствии урагана

СНОБ
Бабушка знала толк! Вот почему полезно есть супы: интересные факты Бабушка знала толк! Вот почему полезно есть супы: интересные факты

Супы — это не просто согревающее в холодную погоду блюдо

ТехИнсайдер
Работа над ошибками: какие просчеты совершает бизнес при цифровой трансформации Работа над ошибками: какие просчеты совершает бизнес при цифровой трансформации

Какие ошибки мешают цифровой трансформации?

Forbes
Планета БИБЛИОРАН Планета БИБЛИОРАН

Что скрывается за тяжелыми дверями библиотеки Российской Академии наук?

Знание – сила
7 этапов в отношениях с манипулятором 7 этапов в отношениях с манипулятором

По какому сценарию обычно развиваются отношения с манипулятором?

Psychologies
«Разоренный дом». Отрывок из романа Руби Намдара «Разоренный дом». Отрывок из романа Руби Намдара

Жизнь профессора идет своим чередом, пока не начинают посещать странные видения

СНОБ
Все фильмы про «Терминатора» от худшего к лучшему Все фильмы про «Терминатора» от худшего к лучшему

Рейтинг фильмов про Терминатора: худшие и лучшие

Maxim
Открыть в приложении